Инвестквоты: за и против

Инвестквоты: за и против

19 октября в Госдуме состоялись парламентские слушания, на которых обсудили возможное продолжение программы инвестквот. Ее сторонники и противники высказали свои аргументы.

Инвестиционные квоты – форма поддержки бизнеса. Государство предоставляет их компаниям, которые вкладывают деньги в постройку судов на отечественных верфях и береговых заводов. Но есть обратная сторона: чтобы сформировать инвестквоты, из квот всех предприятий изымается значительная доля, а вернуть ее и преумножить смогут немногие.

Первый этап программы инвестквот, который стартовал в 2017 году, рыбной отрасли удалось пережить. Но второй этап гораздо сильнее ударит по экономике большинства компаний, учитывая текущую обстановку в стране и мире.

В июле в Государственную думу поступил законопроект о продолжении программы инвестквот, который также предусматривает изъятие из ресурсной базы предприятий и продажу с молотка квот на ряд ценных объектов. Рыбацкому сообществу и приморским регионам удалось добиться широкого обсуждения этого документа и его отправки на парламентские слушания.

Слушания в Госдуме состоялись 19 октября с участием всех заинтересованных сторон. Заседание вели Николай Харитонов и Владимир Кашин, председатели двух думских комитетов: по развитию Дальнего Востока и Арктики, а также по аграрным вопросам.

Приведем выдержки из выступлений участников этого разговора, которые привели свои за и против.

«За»

Илья Шестаков, руководитель Росрыболовства:

«Ресурс с бассейнов никто не забирает. Он перераспределяется к тем компаниям, которые хотят инвестировать в регион, от тех, кто не думает об инвестициях в отрасль и российскую рыбную промышленность. Для нас важно двигаться вперед, развивать рыбопромысловый флот, рыбоперерабатывающие предприятия, потому что зависимость от поставок сырья на экспорт очень большая».

Статс-секретарь – замминистра сельского хозяйства Иван Лебедев:

«То, что некоторые называют «переделом» – нет, это работа по укреплению собственной рыбной отрасли, уход от тотальной зависимости от инфраструктуры и интересов иностранных государств.

Учтены промежуточные итоги распределения квот на первом этапе в направлении создания новых рабочих мест в прибрежных регионах, собственного перерабатывающего потенциала для производства отечественной рыбной продукции. Если сделать перерыв, стапельное место, с которого сходит новое рыболовное судно, будет занято другим, уже не рыбным заказом».

Владимир Григорьев, представитель группы компаний «НОРЕБО»:

«Мы видим задержку строительства на верфях, но Правительство увеличило сроки реализации инвестпроектов на два года. Решения есть. Причем по самым сложным вопросам – двигатели, лебедки и т. д. Проблема решаема, надо этим просто заниматься.

Мы поддерживаем этот законопроект. Считаем, что он даст толчок для дальнейшего строительства судов, которых в первом этапе мало. Ждать, когда проведется первый этап, проведется анализ – у нас просто флота не останется. Ловить нечем будет».

Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев:

«Наши участники пошли в стройку 36 судов и как никто другой получили «по полной» проблем задержки стройки верфями. Но, несмотря ни на что, сегодня решают их. А вот оппоненты законопроекта используют эти проблемы, чтобы задержать законопроект и его вступление в силу. Это тоже крупный бизнес, который не обновляет флот в России, но мечтает оставить в наследстве «исторические» квоты и сохранить ренту».

«Против»

Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев:

«Ровно семь лет назад президент России поставил перед правительством задачу реализовать сложный проект инвестиционных квот. Минсельхоз и Росрыболовство докладывают информацию о впечатляющем объеме инвестиций за пять лет. Но по своему экономическому содержанию это еще не инвестиции. Это долги рыбопромышленных предприятий перед банками, которые необходимо обслуживать и придется возвращать.

Путь, который предлагают авторы законопроекта, – это создание двух-трех сверхкрупных корпораций, которые сконцентрируют в своих руках минтай, краб, треску, а спустя пару тройку лет, я уверен, и лосось. Концентрация значительных объемов промысловых ресурсов в одних руках в условиях нарастания санкционного давления может привести к фактическому разрушению отрасли при введении полномасштабных санкций против наиболее крупных квотодержателей».

Сенатор Валерий Пономарёв:

«Принятие законопроекта только на Дальнем Востоке лишит производственного ресурса 116 предприятий, среди которых 74 – субъекты малого и среднего предпринимательства, а 17 – градо- и поселкообразующие предприятия. Законопроект приведет к их банкротству и, как следствие, к ликвидации населенных пунктов и оттоку населения с Дальнего Востока. Мы не имеем ни юридического, ни морального права принять этот закон, если все рыболовецкие регионы высказались против».

Аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов:

«Из 105 рыбопромысловых и краболовных судов, строительство которых было предусмотрено первым этапом программы инвестквот, построено только 10. В стадии реализации – 69 проектов. По 26 проектам строительство не начато. Обновление флота за пять лет реализации программы инвестквот составило менее одного процента.

Стоит ли заставлять рыбаков вновь лезть в долги и заключать новые контракты, если неизвестно, когда и будут ли вообще реализованы проекты первого этапа?

Анализ первого этапа показал, что в результате неэффективного планирования создаются избыточные мощности. Суммарный объем промысловых ресурсов, который будет необходим для полной загрузки всех объектов первого этапа в Дальневосточном и Северном бассейнах, на 1,3 млн тонн или 28 процентов превышает средний показатель уловов за последние восемь лет по всем рыбохозяйственным бассейнам».

Председатель Законодательного собрания Камчатского края Ирина Унтилова:

«Наша основная задача сейчас – укрепление и развитие собственного производства и переориентирование на внутренний рынок. Поэтому каждое управленческое решение должно этому содействовать. Поможет ли данный законопроект в решении этой задачи? Однозначно, нет!

Считаем, что задачу повышения налоговой отдачи, модернизации рыбной отрасли и ухода от сырьевой модели возможно решить без передела квот. Регионы и бизнес-эксперты уже озвучивали эти пути. Мы предлагаем дождаться итогов реализации первого этапа, обсудить их в профессиональном сообществе и только после этого принимать решения».

Итог

Николай Харитонов в своем выступлении подчеркнул, что законодательные органы дальневосточных регионов, в которых идет основной вылов морских биоресурсов, не поддерживают обсуждаемый законопроект. Есть риск, что при втором этапе программы инвестквот пострадают рыбные предприятия, которые располагаются в небольших населенных пунктах, обеспечивая занятость местного населения и социальную стабильность.

«Прекращение или вынужденное сокращение деятельности таких предприятий приведет к росту безработицы, социальной напряженности в рыбацких поселениях. Нас это тоже беспокоит», – сказал Николай Харитонов.

Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила продолжить обсуждение в согласительной комиссии с участием всех заинтересованных министерств, губернаторов и представителей регионов.

Планируется, что 26 октября Комитет Госдумы по аграрным вопросам доработает рекомендации по законопроекту с учетом высказанных замечаний и предложит Совету Госдумы создать согласительную комиссию.

Фото предоставлено пресс-службой Законодательного собрания Камчатского края.

18:00
2172
Николай Болдецов
08:24

Похоже НЭП начинает заканчиваться...

Серёга Тарусов, Вы копили деньги на чёрный день? Он настал...

Земеля
07:56

И примкнувший к ним Норебо…

Николай Болдецов
09:33

На небе от НКВД не скроешься...

Земеля
12:59

Послушали-послушали и … отправили  законопроект в прежнем виде на первое чтение на 27 октября. 

Николай Болдецов
17:20

Дума это сборище прощелыг...

Вот говорят мадам Собчак прижучили...

Что будет с её семейными крабовыми квотами?

Загрузка...