Командорские острова: в поисках согласия

Командорские острова: в поисках согласия

Преобразование Командорского заповедника в нацпарк долгое время было одной из самых обсуждаемых и острых тем на Камчатке. 21 апреля 2022 года нацпарк был создан. Оправдались ли опасения, связанные с этим решением?

Напомним суть спора о необходимости создания нацпарка. Федеральные власти считали, что единственный населенный пункт Алеутского муниципального округа – село Никольское в северной половине о. Беринга – находилось в границах заповедника, а хозяйственная деятельность его жителей шла вразрез с заповедным режимом. Поэтому было решено преобразовать заповедник в нацпарк, режим которого более лоялен в этом отношении. Однако, по мнению многих жителей Никольского, их село было вне границ заповедника, а создание нацпарка приведет к тому, что населенный пункт окажется на охраняемой природной территории. Люди опасались, что их муниципальный округ попадет в зависимость от дирекции нацпарка, с которой придется согласовывать любую деятельность.

И вот прошло почти восемь месяцев после создания нацпарка «Командорские острова». Можно сделать первые выводы.

На наши вопросы отвечает директор национального парка Анастасия Кузнецова.

– Анастасия Владимировна, вошло ли село Никольское полностью в границы особо охраняемой природной территории?

– Да. Но это произошло не 21 апреля 2022 года, а 23 апреля 1993-го, когда вышло постановление Правительства России № 359 о создании в Камчатской области государственного природного заповедника «Командорский». Оно предусматривало включение в состав заповедника северной части острова Беринга, на которой находится Никольское сельское поселение.

– Однако, по мнению ваших оппонентов, это решение не было согласовано областными и районными властями.

– Архивные документы опровергают это утверждение. 1 декабря 1992 года вышло постановление главы администрации Камчатской области № 232, согласно которому северная часть острова Беринга полностью входила в границы заповедника. Постановление было согласовано и подписано главой Алеутского района.

Хотя в постановлении главы Камчатской области предусматривались зоны хозяйственного использования, по федеральному законодательству хозяйственная деятельность на территории заповедника запрещена. Почти 30 лет существовало это противоречие. Заповедник все это время пытался сохранить для местных жителей возможность природопользования, что вызывало несогласие прокуратуры и других ведомств.

Только создание национального парка, режим которого допускает хозяйственную деятельность, разрешило этот спор в пользу жителей Алеутского муниципального округа. Данное решение создает не препятствия, а возможности для развития Никольского сельского поселения и Алеутского муниципального округа.

– Можно ли исключить населенные пункты из границ особо охраняемых природных территорий федерального значения, таких как Командорский заповедник?

– В рамках действующего законодательства такой возможности нет. Если бы она была, то не потребовалось бы преобразовывать заповедник в национальный парк.

– После создания нацпарка хозяйственные объекты и объекты инфраструктуры, которые находятся на острове Беринга, будут выполнять свои функции, как прежде? Речь об аэропорте, дороге краевого значения, свалке бытового мусора, рыбокомбинате, рыболовных участках.

– Аэропорт и дорога открыты. При каких условиях продолжат функционировать рыбокомбинат и рыболовные участки, надо спросить Минприроды России. Что касается свалки, она останется, но с ней придется провести определенную работу.

– Деятельность этих объектов требует разрешения или согласования со стороны нацпарка?

– Никаких согласований такого рода с нацпарком не предусмотрено в принципе.

– Обязана ли администрация муниципального округа согласовывать с вами свои решения по созданию и улучшению инфраструктуры?

– Деятельность администрации округа сосредоточена на небольшой территории, которую занимает Никольское сельское поселение. Если она планирует построить здесь капитальный объект, то должна согласовать это решение с Минприроды России в составе градостроительной документации.

– Должны ли местные жители получать у вас разрешения на хозяйственную деятельность – охоту, рыболовство, сбор ягод или грибов?

– Разрешения на природопользование в границах особо охраняемых природных территорий выдает Росприроднадзор. Национальный парк рекомендует, в каком объеме можно вести природопользование без ущерба природе.

Например, Росприроднадзор обратился к нам с вопросом: какое количество оленей может изъять из природной среды на острове Беринга житель Алеутского муниципального округа для личных нужд? Наш научный отдел проанализировал данные о численности оленей на острове и пришел к выводу, что житель округа может изъять пять оленей без ущерба для популяции.

– Отразилось ли образование нацпарка на прохождении лососевой путины в Алеутском муниципальном округе?

– Пока не отразилось, потому что не утверждено положение о нацпарке. Когда его утвердят, многое изменится, но изменится к лучшему. Наконец-то для традиционного рыболовства коренных малочисленных народов Севера будет открыто восточное побережье острова Беринга. По этому вопросу шел долгий спор с прокуратурой, пока существовал заповедник. Теперь этот вопрос решен в интересах местных жителей.

– Кто контролирует лососевый промысел и борется с браконьерами на Командорах: инспекторы Росрыболовства или ваши сотрудники?

– В границах нацпарка Росрыболовство не имеет полномочий по контролю и надзору. Эти полномочия здесь есть только у государственных инспекторов по охране окружающей среды, которые входят в штат нацпарка.

– Полагается ли им служебное оружие?

– Браконьерство на Командорах не приобрело таких масштабов, как на Камчатке. У нас достаточно мирный остров. За 10 лет моей работы в заповеднике не припомню случая, когда бы нашим сотрудникам потребовалось оружие при охране водоемов. Если такая потребность появится, мы обратимся в минприроды.

– Ходят слухи, что в акватории Командорских островов ведется браконьерский лов.

– Я здесь работаю, потому что искренне болею за свое дело, как и мои коллеги. Мы заинтересованы вскрывать такие факты, если они есть. Кроме нас профилактикой браконьерства занимается пограничный пункт, который находится на острове Беринга. Но наши совместные усилия пока не выявили фактов браконьерства в акватории островов.

Существует слух о том, что между островами Медный и Беринга есть уникальная банка, куда заходят рыболовецкие суда для браконьерского промысла. Наши сотрудники, которые ведут наблюдения в данном районе, эту информацию не подтверждают.

– Согласно проекту положения о нацпарке, в его акватории предусмотрены два пятимильных коридора с севера и с запада, которые будут объявлены зоной хозяйственного пользования. Зачем это нужно? Планируете ли вы разрешить здесь промышленный лов?

– Эта зона предусмотрена для транспортных судов, которые доставляют в Никольское продукты, товары первой необходимости, топливо, стройматериалы. Мы проанализировали передвижения этих судов с 2011 года в акватории острова Беринга и определили на карте эти два коридора как зону хозяйственного пользования. Это позволит экипажам данных судов беспрепятственно заходить в акваторию нацпарка.

– Как на сегодня складываются отношения между населением Алеутского муниципального округа и нацпарком? Удается ли решить все спорные вопросы?

– Некоторые жители округа все еще не верят в то, что заповедник был преобразован в нацпарк ради их блага. Чтобы они это поняли, потребуется время. У нацпарка есть свое информационное издание «Вестник», в котором мы стараемся ответить на все вопросы наших земляков. Мы открыты для диалога и заинтересованы избежать каких-либо конфликтов с местным населением, к которому сами относимся.

Вопросы задавал Кирилл МАРЕНИН.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Нацпарк разъясняет

Приведем некоторые ответы дирекции национального парка «Командорские острова» на вопросы жителей Алеутского муниципального округа, опубликованные в информационном издании нацпарка «Вестник». По этим вопросам можно понять, что сейчас беспокоит местное население.

– Правда ли, что теперь жителям острова будет запрещен выход за пределы села Никольского?

– Ни в одном национальном парке России не запрещен выход жителей или гостей за пределы сел или городов. Проектом положения о национальном парке в пункте 13 установлено, что в зоне хозяйственного назначения (то есть почти на всей северной части острова Беринга и на отдельных участках по восточному и западному побережьям, а также на участке морской акватории шириной пять миль, прилегающей к северной части острова Беринга) разрешено свободное пребывание. Разрешение для посещения северной части острова (за исключением участков лежбищ морских млекопитающих) не требуется! При этом для проживающих в селе Никольском, а также их близких родственников (которые поименованы в указанном пункте проекта) не требуется получать разрешения на посещение многих участков по восточному и западному побережьям.

– Правда ли, что у собственников будут изымать земельные участки?

– Все земельные участки, находящиеся в собственности, останутся в пользовании собственников.

– Можно ли будет собирать морскую капусту и моллюсков, ягоды и грибы?

– Сбор всего вышеперечисленного разрешен для всех людей в границах зоны хозяйственного назначения, а для представителей коренных малочисленных народов Севера еще и в зоне традиционного экстенсивного природопользования.

– Можно ли будет добывать северного морского котика?

– Можно на отведенных под эту деятельность участках Северо-Западного и Северного лежбищ морских млекопитающих.

Добавим, что проект положения о национальном парке «Командорские острова» размещен на правительственном сайте regulation.gov.ru. 18 октября завершилось его общественное обсуждение, в котором могли принять участие все желающие. Сейчас формируется окончательный вариант документа.

10:25
2898
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...