Под знаком рыб

Под знаком рыб

Как сделать рыбную продукцию российского производства популярной в нашей стране? Этот вопрос обсудили на последнем в этом году заседании Камчатского рыбхозсовета.

Российский рыбный бизнес давно стал частью мирового рынка. С одной стороны, это достижение, с другой – уязвимость. В зависимости от зарубежного потребителя есть свои риски. В трудный момент только внутренний рынок может подставить плечо отечественному производству. Но нужно заинтересовать российского покупателя в нашей продукции, ведь ежегодный национальный улов в 5 млн тонн сам себя не купит. Если это получится, выиграют все, в том числе государство.

«Стабильный надежный спрос в текущей ситуации турбулентности, введения санкций со стороны недружественных государств и других непредсказуемых процессов в очередной раз подтверждает, что собственный рынок является важной составляющей в надежном функционировании предприятий», – сказал губернатор Владимир Солодов, начиная обсуждение этой темы на заседании КРХС.

Глава нашего региона уже обозначил проблему на федеральном уровне. По его инициативе она включена в народную программу партии «Единая Россия». Поскольку Камчатка – инициатор, от нее ждут конкретных предложений.

Министерство рыбного хозяйства нашего края уже исследует рынок, чтобы сформулировать цели предстоящей работы. На встрече КРХС министр Андрей Здетоветский подчеркнул, что рост потребления рыбной продукции – залог долгой и здоровой жизни граждан. Это подтверждает мировая статистика. Лидер здесь – Исландия. Среднестатистический исландец съедает 91 кг рыбы в год и живет 84 года. В Норвегии ежегодное потребление 57 кг рыбы на человека обеспечивают ему 83 года жизни. В России эти показатели пока на порядок меньше: 22 кг и 73 года. В то же время одна только Камчатка может за счет своих ресурсов обеспечить рост потребления рыбы в России до 50 кг на душу населения.

Некоторых успехов уже удалось достигнуть. Пока главным образом за счет бюджетных организаций. Так, наш край расширил рыбный рацион школ и детских садов Петропавловска. В 20-дневном меню в детских садах – 12 обедов из рыбы, в школах – 11 обедов. Краевой бюджет закупает для школьников биологическую активную добавку «Омега-3» из камчатского лосося.

Но в целом на внутреннем рынке работа еще только начинается.

«Мы видим сегодня отсутствие индустрии готовых продуктов, способных стать драйверами роста рынка. Нет сектора, который мог бы наладить производство этого продукта и дать его гражданам. На рынке присутствует разобщенность участников рынка. Есть рыбопромышленники, дистрибьюторы, сети, небольшие группы производителей, но все они живут в своей логике. У них нет общих целей и задач», – обозначил главную проблему Андрей Здетоветский.

Кроме того, наш потребитель пока обделяет вниманием рыбную продукцию российского производства. Об этом на заседании КРХС рассказал Иван Фетисов, гендиректор московской компании «Экспосолюшенс групп», которая занимается организацией рыбных выставок.

«Я неоднократно замечал, когда стоял у рыбных прилавков, что интерес к ним проявляют люди от 35 до 50 лет. Молодые от 15 до 25 лет проходят мимо», – поделился своими наблюдениями Иван Фетисов.

Молодым людям из больших городов не интересна рыба, как и многие другие продукты, потому что они разучились готовить. Молодежь уже забывает, что такое стейк или филе.

«Необходимо проводить в городах-миллионниках фестивали, на которых шеф-повара будут учить посетителей готовить рыбу», – так Иван Фетисов предлагает продвигать рыбную продукцию на внутреннем рынке.

Еще одним докладчиком из Центральной России стала генеральный директор ООО «Путина» Евгения Синякова. Это предприятие в Санкт-Петербурге занимается переработкой рыбы с Дальнего Востока и поставляет свою продукцию в федеральные торговые сети.

Евгения Синякова предлагает создать аналог советской Главрыбы – единый координирующий центр для рыбаков, переработчиков и сетевых структур, а также добавить этой работе патриотизма.

«Во многих странах для граждан приоритетно потребление местных продуктов. Мы часто ездим из Санкт-Петербурга в Финляндию. Там можно наблюдать на полках магазинов такую картину. Представлено много сортов яблок из Турции, Нидерландов, США. А рядом обязательно стоит лоток с финскими яблоками, который обозначен маленьким финским флагом и надписью «Финский продукт». Эти яблоки будут самыми неказистыми на вид, но большинство финнов купит именно их и не по самой низкой цене», – рассказала Евгения Синякова.

Губернатор Владимир Солодов допускает создание в будущем координационного центра, предложенного гендиректором ООО «Путина», но на первых порах считает достаточным формирование на Камчатке рабочей группы. Учитывая значимость проекта, ее возглавил первый вице-губернатор Сергей Нехаев.

«Необходимо сформулировать конфигурацию, которая будет соответствовать интересам всех сторон, начиная от вылова и заканчивая конечным потребителем», – поставил задачу Владимир Солодов.

Остается добавить, что санкции – оружие обоюдоострое. В ответ на недружественные действия Россия ввела до конца 2023 года запрет на ввоз из ряда стран продовольствия, включая рыбу и морепродукты. Значит, для российской рыбы на внутреннем рынке освободится дополнительная ниша.

Справка

Сегодня менее 30 % продукции из отдельных видов водных биоресурсов идет на внутренний рынок. Так, ежегодно дальневосточные рыбаки добывают порядка 1,7 млн тонн минтая, при этом на внутренний рынок поступает не более 250–300 тыс. тонн произведенной из него продукции.

10:10
2650
Николай Болдецов
15:49

Нужно, чтобы Солодовы со своими нуворишами типа Тарусова прекратили продавать рыбу за бугор за бесценок...

Загрузка...