Давно пора бы снизить цены крабов

Давно пора бы снизить цены крабов

Этот год – дважды юбилейный для крабовой промышленности нашей страны. 95 лет назад состоялся исторический рейс судна «Первый краболов», а спустя 10 лет вышел знаменитый плакат, призывавший советских граждан пробовать крабов.

Пионерный рейс

Начать полномасштабную добычу краба на Камчатке было важно и экономически, и политически. Требовалось не только создать конкуренцию Японии на международном рынке, но и ответить на ее промысловую экспансию в наших водах.

3 февраля 1928 года торгпредство СССР в Токио по поручению Дальгосрыбтреста купило сухогруз «Тайя-мару», чтобы начать с него формирование крабового флота. Изначально судно не было приспособлено для промысла. Советская сторона заказала переоборудование сухогруза в крабоконсервный плавзавод в порту Осака.

15 марта того же года судно принял капитан Александр Дудник. Он поднял на борту советский флаг. «Тайя-мару» был переименован в «Первый краболов». В апреле он взял курс к берегам Западной Камчатки.

В 1990 году вышла книга «Жил отважный капитан…», посвященная Александру Дуднику. Ее автор – наш коллега, редактор «Рыбака Камчатки» Вячеслав Иваницкий.

Вот что он писал о том рейсе: «Следовать охотоморской стороной считалось неосмотрительным: плавучие льды в эту пору обычно теснились вблизи островов протяженной и плотной массой. И все-таки Дудник решил проливом Фриза выйти в Охотское море и взять курс «напрямик» на остров Птичий. Чутье подсказывало ему, что нынешней штормовой, а значит, довольно теплой весной льды должны быть мористее Курил.

Только на траверзе Большерецка встретили лед и пошли средним ходом. Лед поредел только 20 апреля, уже на подходе к острову Птичьему...

Пионерный рейс «Первого краболова» складывался успешно. Вскоре рядом с ним появился второй советский плавучий крабоконсервный завод – «Камчатка». Капитаном «Камчатки» был назначен Георгий Иванович Александров.

Первый опыт советского крабового промысла в Охотском море у берегов Камчатки закончился большим успехом».

Таким было начало. К 1932 году добычей и переработкой краба занималось уже 11 советских крабоконсервных судов. Продукция шла в США и Англию, подрывая монополию японцев. Японский краболовный флот вытесняли из советских вод.

В те же годы родился легендарный торговый знак CHATKA. Хотя возник он по недоразумению. Консервы, предназначенные для экспорта, должны были называться KAMCHATKA. Но этикетки напечатали слишком длинными. Первый слог слова KAMCHATKA перекрылся нахлестом этикетки при оклеивании банок. Менять уже не стали. Так CHATKA превратилась в эталон качества крабовых консервов во всем мире.

В 1990-х эта марка загадочным образом оказалась в распоряжении иностранцев. Хотя в 2007 году российский суд признал исключительное право на товарный знак CHATKA за нашей страной, его до сих пор можно встретить на зарубежных консервах. Но это уже другая история, которую мы рассказали в одном из прошлых номеров.

Дорогие наши крабы

Когда крабовые консервы стали поступать на отечественный рынок, столкнулись с полным отсутствием спроса. Народ ни в какую не хотел покупать новый, неведомый продукт. Тогда государство стало активно рекламировать деликатес.

В 1938 году тиражом 50 тысяч экземпляров вышел один из самых известных советских плакатов «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы!». Его автор – художник-график, дизайнер, плакатист Александр Александрович Миллер (1901–1950). Он создал ряд рекламных плакатов, ставших классикой жанра, в том числе «Лимонад не знает сезона. Он приятен летом и зимой», «Дальневосточные лососевые консервы», «Томат-паста-пюре».

«85 лет назад вышла целая серия плакатов, созданных бюро рекламы Народного комиссариата пищевой промышленности СССР, – рассказывает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. – За плакатами 1920–30-х годов стоят великие авторы. Например, их рисовал родоначальник дизайна и рекламы в СССР, художник-конструктивист Александр Родченко, а среди райтеров был великий поэт Владимир Маяковский. Если посмотреть на советские рекламные плакаты этого периода, мы поймем, на плечах каких гигантов создавалась мировая реклама».

Однако, несмотря на рекламные усилия, крабы долго оставались для советских людей экзотикой. Отголоски народного недоверия к этим членистоногим сохранились в литературе, в кино.

«Крабы в банках были повсюду и доступны по цене, но их никто не брал, несмотря на потрескивающую в ночи неоновую рекламу», – писал Василий Аксёнов о послевоенной столице в своей трилогии «Московская сага».

В 1962 году на экраны вышел фильм «Яблоко раздора». Там есть такой эпизод. В колхозе ждут важного гостя. Председатель колхоза спрашивает своего порученца:

– Шампанские напитки достал?

– Достал.

– А эти… Шкрабы. Или як их там?

– Крабы. Достал.

– А для какого блюда их подавать? С чем их едят? Выяснил?

– Выяснил. Никто не знает.

Сегодня нас не надо убеждать, что крабы вкусны, нежны, полезны. Это знает каждый. Однако спрос на деликатес с клешнями все еще очень мал. Причина тому – цена. Увы, крабы уже не так дешевы, как когда-то. Так что на наши столы они попадают лишь по большим праздникам.

11:05
3775
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...