Все судьбы в единую слиты

Все судьбы в единую слиты

«Память народа» – это не только философская категория, но и крупнейший в мире интернет-портал подлинных документов о Второй мировой войне 1939–1945 и Великой Отечественной 1941–1945. Здесь, как пел Владимир Высоцкий, все судьбы в единую слиты.

Миллионы материалов рассекречены в соответствии с приказом министра обороны РФ от 8 мая 2007 года № 181 «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов». Бывал ли ты здесь, читатель?

Недавно на сайте я нашла старшего брата моего деда – Фёдора Прокопенко. Он пропал без вести под г. Корсунь при обороне Киева 6 августа 1941 года. Семья с тремя детьми осталась без кормильца и помощи от государства (помогали тогда ведь только тем, у кого глава семейства погиб). Там был потертый документ, где красивым почерком на немецком написано, откуда мой родственник, как звали его жену, фамилии родителей… А еще отпечаток его указательного пальца правой руки.

Уже пару недель отпечаток этот стоит перед глазами и не дает покоя. Мать с отцом, жена Полина, братья, сестра и дети так и не узнали, что еще два года он доживал в немецком лагере для советских военнопленных Шталаг II F (315) на территории нынешней Польши.

Что пришлось пережить нашему родному человеку? «В северной части лагеря (Nord) размещались поляки, французы, бельгийцы, американцы, югославы. В восточной части (Ost) итальянцы и русские. Ost строился с июня 1941 года для принятия русских солдат, захваченных в ходе операции Барбаросса, – читаю на форуме «Авиация СГВ». – С июля по декабрь 1941 года – массовое поступление пленных. До ноября 1941-го солдаты в основном располагались за пределами строящегося лагеря, укрывались на ночь в норах в земле. С декабря они начинают искать убежище в неотапливаемых бараках, без пола и окон. Основные причины смерти – голод, холод, антисанитария, отсутствие медицинской помощи. В ноябре 1941 года в лагере разразилась эпидемия брюшного тифа, длившаяся до марта 1942-го. В лагерной больнице умирали до 200 заключенных в сутки».

Дяди Феди не стало в конце декабря 43-го… Мемориал, созданный на месте лагеря в 1968 году, включает могилы 65 тысяч наших, советских людей.

«Память народа» приоткрывает нам фрагменты чьей-то жизни в самый страшный ее период. Вроде несколько сухих строчек с портала. Но для кого-то это ниточка, стоит только потянуть – номер госпиталя, полка… А дальше, как говорится, интернет в помощь.

Попробовала набрать в графе поиска «место призыва» Камчатскую область. Сколько историй земляков узнала.

Вот стрелок Николай Иванович Ладайкин, 1923 года рождения, был призван из Камчатского ОВК. Когда до окончания войны оставались считанные дни, был тяжело ранен. Через неделю, 29 апреля 1945 года, в 5227-м хирургическом полевом подвижном госпитале его не стало. Похоронили красноармейца на воинском кладбище под городом Лебус (земля Бранденбург) в немецкой деревне Деберины. В одной из трех братских могил, где покоится свыше 4 тысяч советских солдат. После войны здесь поставили памятник. Проект мемориала придумала советская военная комендатура г. Зелов, а строили его местные жители на средства городского совета Лебуса.

А вот повар Афанасий Семёнович Плотников из Петропавловска-на-Камчатке (так тогда называлась краевая столица). Жил здесь на Набережной, 52 с женой Ефросиньей Михайловной. Когда началась война, ему исполнилось 39 лет. Призвали Афанасия в 1942 году. Спустя какое-то время рядовой выбывает из 56-го учебного стрелкового полка 42-й учебной стрелковой дивизии.

В соседней строке документа военно-пересыльного пункта упоминается Иван Антонович Подгорный – тракторист совхоза «Большерецкий» 1916 года. Тесен мир. Оба красноармейца выбывают в 70-ю армию, формирующуюся из личного состава пограничных и внутренних войск НКВД с непосредственным подчинением Ставке Верховного Главнокомандования. 15 февраля 1943-го армия включена в Центральный фронт. С 38-й гвардейской стрелковой дивизией Плотников доходит до Польши.

Дивизия продолжила развивать наступление, узнаем мы из журнала боевых действий за 10 августа 1944 года, который хранится в Центральном архиве Министерства обороны РФ. Противник оказывает сопротивление огнем пулеметов, артиллерии, минометов. Захвачены трофеи: автомашины, транспортеры, резиновые лодки, карабины. За последние 10 дней уничтожено порядка 1 100 фашистов. Потери есть и у наших: 42 человека ранены, 21 погиб. Среди них и Афанасий Плотников. 10 августа он убит в бою у г. Седльце. Похоронили в г. Миньск-Мазовецки. Информацию о мемориале найти не удалось (на сайте города ее тоже нет). Существует ли он сейчас?

Есть на портале и данные о воинах, призванных из рыбацкого Усть-Большерецкого района. В глаза бросились украинцы Паньковы – Василий и Пётр Никифоровичи. Обоих в 1943-м призвал Усть-Большерецкий РВК. Только бухгалтер Пётр прибыл в военкомат из Крутогорова, а Василий, работник торговли, – из Колпакова. Оба населенных пункта Соболевского района давно упразднены.

В феврале 1944-го после обучения опять же в 56-м учебном стрелковом полку их пути расходятся. Мы не знаем, были ли они братьями (скорее всего, были), но знаем условия, в которых работали на рыбокомбинатах, коими тогда было усеяно как западное, так и восточное побережья Камчатки. На странице Госархива Камчатского края «Западное побережье Камчатки в фотографиях Камчатской комплексной экспедиции» есть удивительные фото тех времен. Данные на портале «Память народа» говорят, что наши земляки погибли в боях за Родину. Один дошел до Польши, другой – сложил голову в Молдавии.

Поразительно, но именно на одном из сайтов для подготовки к ЕГЭ я наткнулась на фразу: «Безразличие к исторической правде приводит к полной непричастности к судьбе своей страны». Пришли времена циничных исторических подмен (как там Геббельс говорил? Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой?), на глазах бессовестно обесценивают наше прошлое. Так вот сейчас, как никогда, важно обращаться к источникам.

Можно долго ходить по порталу, разглядывать лица, читать пожелтевшие, потрепанные документы, изучать передвижение полков в этом живом, а главное – подлинном учебнике истории. Поражает количество однофамильцев, участвовавших в той войне. Набираешь нужные данные, а находятся десятки страниц с таким же сочетанием фамилии, имени, отчества, только адреса раскиданы по всей поверхности 1/6 нашей планеты.

Попробуйте, вы обязательно найдете кого-то близкого. Пусть даже не родного по крови, но какая разница, ведь все они – наши. Вечная слава героям!

Дарья КОЖЕМЯКА

Фото из открытых источников. 

10:25
1139
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...