Рождённая помогать
8 ноября 2024 года ушла из жизни заслуженный врач РСФСР Мария Борисовна Лонгинова…
Мария родилась 5 декабря 1935 года в Ташкенте, куда её мать приехала в поисках работы. Но, увы, ни работу медицинской сестре, ни жильё беременной женщине никто не предлагал. И она возвратилась на свою малую родину, в Зейский район, в село с весёлым названием Потехино.
7 месяцев добиралась женщина с новорождённой девочкой, проделала путь от Ташкента до Потехина, где ждал ее Борис Худяков, отец ребёнка, сын ссыльных Худяковых, не имевший тогда ещё паспорта. Он работал на речном катере по реке Зее.
А мама маленькой Маши была из рода украинских Костюков, перебравшихся на Дальний Восток из западной Украины. Так и создалась семья, где первым ребёнком была Мария. В семье еще родились девочки Галина и Валентина.
1941 год. Война. Борис Худяков, как и все мужики, ушёл на войну. Воевал честно, и в великой битве на Курской дуге пал смертью храбрых.
На Марии, как старшей дочери, всё хозяйство. Мама работает, младшие девочки ходят в школу довольно-таки далеко от Потехина. Если рано утром корову подоит мама, то вечерняя дойка – её, Марийкина. Да ещё младшие сестрёнки. Да ещё огород!
А ночами на печке Маша мечтала о докторском халате, хотя ей прочили математическое будущее: у неё хорошо шли точные науки.
После окончания школы Маша поступает в Хабаровский медицинский институт. Скромная деревенская девочка. Но понравилась она Женьке Лонгинову, весёлому парню с Камчатки. У него была гитара и настоящий фотоаппарат! А как он пел! Ну, разве можно было устоять?
Поженились ребята, и по окончании института полетели на Камчатку уже с новорожденной доченькой. Кстати, Маша родила её в перерывах между государственными экзаменами. Может быть, именно поэтому маленькая Алёнушка, сейчас Елена Евгеньевна, стала тоже врачом. Врач психотерапевт! Звучит? А в 1966 году у Алёнки появился младший братик Димка.
Евгений Лонгинов работал зав. отделением реанимации областной больницы, а Маша сразу же приступила к работе в областном родильном доме. Эта работа заняла у неё всю её трудовую биографию. Она полностью отдавалась работе. Через короткое время её утверждают главным врачом городского родильного дома. До глубокой старости Мария Борисовна перезванивалась, переписывалась не только с бывшими сослуживицами, врачами и акушерками, но и бывшими роженицами.
Я, к сожалению, знаю только один случай (знаковый!) спасения роженицы, которая по всем показателям могла умереть. Женщину могло спасти только переливание крови, которой, увы, не было. И Мария уже в тёмное время суток побежала на телестудию, чтобы дать объявление и найти доноров для спасения этой роженицы. Она бежала вверх, на Сопку Любви, по заледеневшей лестнице, скользила, падала на острый лёд, изваляла в снегу одежду, порвала чулки (колготок тогда ещё не было). Она добежала. Рассказывала, отогреваясь и плача, работникам телевидения об этой ситуации, просила и требовала…
Тогда люди были немножечко добрее, чем сейчас. Объявили. Раз. Другой. Десятый. И утром тоже. И сколько добрых людей пришли по пурге сдавать кровь!
Выдюжила роженица. Родила здорового ребёнка. И очень много лет переписывалась с Марией Борисовной. Не успел я узнать её имя, к сожалению. Но убеждён, что это не единственный неординарный шаг Марии Лонгиновой. Не случайно камчатские роженицы, как сговорились, долгое время называли новорождённых девочек Марийками.
Переехав в Зеленоград (из-за состояния здоровья Евгения Филаретовича), она сразу же возглавила родильный дом, а Евгений – отделение реанимации клиники.
Мария и Евгений – это два легендарных врача. Не только по знаниям, практике, но и по человеколюбию! Я благодарен судьбе за то, что в моей жизни были эти люди.
Евгений Филаретович покинул нас в 2019 году, а Мария Борисовна – в 2024-м, в ноябре.
Я провожал её в последний путь. Священник отпевал её. Провожающие плакали.
Если священник прав, и загробная жизнь существует, то я на сто процентов убежден, что Мария Лонгинова – уже на небесах. Она безгрешна!
Александр ЛЕЛЬЧУК.
Спасибо, Леонид Павлович. Вы так тепло написали. Напишу Аленке.
Александр Павлович!
Александр Павлович, спасибо! Мы все, дети и родственники той самой Команды, будем помнить их, будем рассказывать о их бескорыстной дружбе, о их преданности любимому делу… земля им пухом..