Для человека этот вирус никакой опасности не представляет
По просторам Интернета гуляет новость об обнаружении в популяции крабов-стригунов у тихоокеанского побережья Камчатки смертельного вируса. Ученым вновь приходится успокаивать встревоженную общественность.
На самом деле новость не новая. Вирус, он же «синдром молочной болезни», получивший обозначение CbBV, был обнаружен еще в 2018 году, после чего стал объектом всесторонних кропотливых исследований. В течение последующих лет информация о нем время от времени появлялась в СМИ.
В 2024 году о нем вновь написали в научной прессе по результатам генетических исследований. Однако утверждений о повальной заболеваемости или повышенной смертности крабов-стригунов на тихоокеанском побережье Камчатки в той статье нет.
Однако, учитывая резонанс, вызванный этой информацией, мы обратились за комментарием в камчатский филиал ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИРО). В институте нам подтвердили: вирус «синдрома молочной болезни» абсолютно безопасен для человека, а крабовое мясо одно из самых безопасных в плане инфекций.
КамчатНИРО более 10 лет проводит ежегодные исследования патогенов и болезней промысловых ракообразных, отслеживает эпизоотическую ситуацию в шельфовой зоне Западной и Восточной Камчатки. Список обнаруженных у ракообразных патогенных агентов постоянно пополняется, но показатели распространенности заболеваний остаются низкими во все годы исследований, а эпизоотическая обстановка – нормальной.
Более подробно на наши вопросы ответила ведущий научный сотрудник лаборатории здоровья гидробионтов Татьяна Рязанова.
– Насколько высока вероятность гибели краба, который заражён вирусом CbBV?
– Вирус CbBV поражает кровеносную систему ракообразных. По данным патологоанатомических и гистологических исследований можно предполагать, что эта инфекция для больных крабов летальна. Выловленные крабы с признаками этой инфекции малоподвижны и быстро погибают.
– Насколько быстро вирус CbBV распространяется в популяции крабов-стригунов, обитающих у побережья Камчатки?
– Таких данных нет и получить их для природных популяций ракообразных (тем более глубоководных видов) не представляется возможным. Судя по результатам исследований 2018-2022 годов, распространение этого вируса, во-первых, ограничено географически (Авачинский и Кроноцкий заливы), во-вторых, остается на низком уровне.
– Может ли этот вирус сократить численность крабов-стригунов, обитающих у побережья Камчатки? Если да, то на какой процент?
– Сколько-нибудь заметное снижение численности из-за заболеваний возможно только в результате эпизоотии (вспышки). В стабильных условиях все составляющие экологического сообщества, включая возбудителей заболеваний, находятся в состоянии динамического равновесия, а возникновение вспышек является свидетельством нарушения этого баланса. В случае с вирусом, о котором сейчас речь, косвенным доказательством такого равновесия является незначительная распространенность болезни в популяции крабов-стригунов берди. Поэтому волноваться о резком снижении численности крабов-стригунов повода нет.
– Может ли не специалист понять, что краб, заражён вирусом CbBV? Есть ли явные признаки заражения?
– Болезнь получила название синдром «молочной гемолимфы» т.к. гемолимфа (прозрачная жидкость в полости тела, аналогичная крови позвоночных) у больных крабов непрозрачная и белая как молоко. По этому признаку можно понять, что краб больной.
– Может ли человек пострадать от употребления в пищу краба, заражённого вирусом CbBV?
– Для человека этот вирус никакой опасности не представляет. Вообще, единственное заболевание, которым можно заразиться при употреблении мяса ракообразных, это парагонимоз. Возбудителем болезни являются несколько видов трематод рода Paragonimus. Но эти черви паразитируют только у пресноводных раков и крабов, у морских видов ракообразных они не встречаются. Так что для любителей крабового мяса нет причин для беспокойства.
Кроме того, признаки заболевания достаточно ярко выражены и, соответственно, такие особи при промысле выбраковываются.
Кирилл МАРЕНИН