Любовь к морю начинается с искры

Любовь к морю начинается с искры

Герой рубрики этого номера – победитель в номинации «Лучший электромеханик рыбной отрасли» Василий Нечунаев, сотрудник ПАО «Океанрыбфлот». Больше 40 лет он отработал в море и пока не собирается оседать на берегу

Василий Тимофеевич родился в селе Валдгейм Биробиджанского района Еврейской автономной области. Его отец работал начальником охраны в одном из местных предприятий, а мама оператором связи на радиостанции. У Василия было три брата и сестра.

«Скучать нам было некогда. В детстве я бегал на лыжах, играл в волейбол, очень любил математику и физику, участвовал во всех олимпиадах по этим предметам. А один из преподавателей уже в училище даже сказал, что я родился от отвертки. Я очень хотел стать летчиком. Правда, из-за того, что я различаю только два цвета, в летчики меня не взяли», – рассказывает Василий Нечунаев.

Тогда он решил покорять водную стихию. В 1972 году молодой человек поступил в находкинскую мореходную школу, которая находилась на пирсе Дальтехфлота. Молодые люди часто ходили на ошвартованные суда на практику. После этой школы он перевелся в Дальневосточное мореходное училище.

«Я не скажу, что мечтал стать моряком. Я скорее пошел от обратного: другие профессии мне просто не нравились. Кроме того, в таком выборе было много плюсов в начале пути. Один из них заключался в том, что мореходные училища в то время полностью обеспечивали всем необходимым своих курсантов. Я уже не доставлял хлопот своей семье», – говорит мой собеседник.

Первый в его жизни рейс прошел на перегрузчике «Целиноград». В то время как его сокурсники числились на пароходе как практиканты, наш герой уже работал дипломированным электриком.

«Много чего сначала не получилось. Я вникал в процессы, разбирался, наблюдал, как работают старшие товарищи. И все было в удовольствие. А еще с самого первого выхода в море и до сих пор мне очень нравятся шторма. Лежишь себе в каюте, тебя качает, хорошо», – рассказывает Василий Тимофеевич.

Потом была практика и на рыбопромысловом флоте во Владивостоке. Он ходил штатным электриком на учебно-производственном судне типа «Локатор». В январе 1977 года, после окончания училища, он прилетел по направлению на Камчатку.

Электромеханик признается, что выбирал полуостров не из пылкого интереса к стране вулканов. Юноша руководствовался только одним решением – улететь дальше от дома. С тех пор он не пожалел о своем выборе ни на секунду. «Я люблю Камчатку за людей, которые здесь живут. Здесь совсем другие люди, нежели на материке. Эта доброта и простодушие меня покорили сразу», – говорит он.

Через несколько месяцев Василий Нечунаев устраивается в «Океанрыбфлот» и уже в апреле уходит в первый рабочий рейс на БМРТ «Восход». За это время юноша добирает необходимый плавательный ценз и получает рабочий диплом.

«Я уже спокойно чувствовал себя в море. Интересно было изучать новый тип судна, потому что на БМРТ до этого я не ходил. И, несмотря на то, что к любому пароходу привыкаешь быстро, изучать его приходится не один год. Все-таки это сложная штука», – говорит мой собеседник.

Василий Тимофеевич сам постигал таинства устройства судов, без участия флагманских специалистов, которые помогали экипажам на промысле в решении возникающих трудностей. Были и наставники, которые аккуратно направляли молодых специалистов на верный путь, могли вовремя дать совет, поддержать или отойти в сторону. Первым таким наставником у него был Василий Алексеевич Бондриков – специалист по электрочасти и автоматике. Также он работал с Иваном Васильевичем Курковым. Но, как признается наш герой, море заставляло работать, как никто. Еще в начале своего пути он выбрал для себя жизненный принцип: в рейсе ты все делаешь сам.

«Все, что от тебя требуется, – быть мастером своего дела. Это постоянный процесс развития, который не может закончиться. Например, в 1980-е годы на Камчатку стали приходить БАТМы. Это был гигантский скачок в развитии всей рыбной промышленности. Эти суда больше, мощнее и интереснее, чем БМРТ. Помню, на них стояла немецкая и польская техника. Мы скрупулезно все это изучали и думали, что это последние технологии. Сегодня техника другая, и с ней тоже нужно уметь работать», – говорит Василий Нечунаев.

В 1981 году наш герой первый раз ступил на БАТМ «Борисов» и с этого дня работал исключительно на судах этого типа.

Профессия электромеханика – одна из самых опасных на судне. Но когда к нашему герою под крыло попадают новоиспеченные кадры, он старается объяснить молодому поколению, что не так страшен черт, как его малюют. «Да, работа не из легких. Можно попасть под напряжение, искру пустить, щиплет постоянно. Молодых людей легко напугать этим. Но если соблюдать технику безопасности и быть внимательным, риск сводится к минимуму».

Кроме того, трудовых обязанностей в море у электромехаников немало: начиная от замены лампочек, ремонта выключателей и розеток до проблем радаров, судовой компьютерной сети, автоматики механизмов и ДАУ главной энергетической установки. Текучка в этой стезе была всегда, уверяет меня Василий Тимофеевич. Но молодые ребята сегодня не идут на флот только по одной причине: такие же деньги можно заработать и на берегу.

«Давайте будем честны: ни один конкурс не поднимет престиж профессии, если она малооплачиваемая. Поставьте дворникам зарплату в 100 тысяч рублей, да у нас каждый второй станет мести улицы. Так было всегда: работают там, где хорошие деньги», – считает он.

В ноябре 2016 года Василий Тимофеевич покинул свой пароход и с мая работает на ИТС «Океанрыбфлота». Электромеханик помогает своим коллегам с ремонтом судового оборудования и заведует судовым снабжением. У Василия Нечунаева на берегу любимая жена и взрослая дочь, однако совсем расставаться с морем он не намерен.

«Говорят, нужно себя поберечь. Я стараюсь это делать. Конечно, жене и дочери было тяжело постоянно провожать меня на промысел. Но главный секрет нашего крепкого семейного союза в том, что я ни в чем не отказываю своей жене», – говори мой собеседник.

И все же быть моряком под силу не каждому. Это особенные люди, которые могут почувствовать полную свободу только в замкнутом пространстве.

«На берегу много опеки при подготовке судна для выхода в рейс. Это утомляет. А уходишь в море – и освобождаешься от нее. Там ты успокаиваешься и живешь, дышишь полной грудью. Проходит время и, обычно в середине рейса, уже слышатся жалобы о том, как все надоело. А потом моряки возвращаются на берег, месяц-другой – и обратно идут на судно легкой походкой», – рассказывает Василий Нечунаев.

Яна ГАПОНЮК

19:00
1251
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...