Призрак дрифтера бродит по Камчатке

Призрак дрифтера бродит по Камчатке

На Дальнем Востоке стартовала красная путина. Вылов лосося разрешен не только на берегу, но и в море, где до 2016-го он велся дрифтерными сетями. Прошлый год стал кризисным для морских добытчиков красной рыбы во всех отношениях. Рискнут ли они вернуться на промысел?

Лов тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне нашей страны велся в течение десятилетий. Для российских компаний он был вначале открыт по квотам научного и контрольного лова. Около 10 лет назад эти квоты перешли в разряд промышленных. В 2010-м доли квот добычи лососей в экономзоне были выставлены на аукцион. В итоге владельцами этих долей стали около десятка камчатских и сахалинских компаний.

В качестве орудий лова лососей (как научного, так и промышленного) использовались дрифтерные сети. Это был главный раздражитель для тех, кто выступал против данного промысла. Утверждалось, что дрифтерные сети наносят окружающей среде чрезмерный ущерб.

С 1 января 2016 года дрифтерные сети – под запретом, но квоты на добычу лосося в море никто не отменял. Для их освоения были предложены другие орудия лова (в том числе поверхностная ловушка).

Некоторые компании, владеющие правом добывать красную рыбу в море, отказались продолжать этот промысел, посчитав, что никакие орудия не заменят дрифтерные сети по эффективности и рентабельности. Другие судовладельцы все же сделали попытку, что завершилось для них плачевно.

В июне 2016 года у берегов Камчатки были задержаны семь российских судов, которые вели промысел лосося. По мнению пограничников, орудия добычи на этих судах работали в запрещенном режиме дрифтерного лова.

Впоследствии владельцы задержанных шхун решением городского суда Петропавловска были признаны виновными и оштрафованы на крупные суммы (максимальный штраф составил 25 млн рублей). Вынесено судебное решение по уголовному делу в отношении одного из капитанов. Уголовные дела других капитанов пока в процессе расследования.

И вот наступило лето 2017 года. Промысел красной рыбы в исключительной экономзоне России вновь возможен. Спрос на лосося, добытого в море, на японском рынке по-прежнему высок (лосось с морского промысла наиболее ценен, так как у рыбы, пойманной в океане, еще не произошли нерестовые изменения, влияющие на вкус).

Как сообщила врио директора КамчатНИРО Нина Шпигальская, общий допустимый улов тихоокеанских лососей в исключительной экономзоне России на 2017 год для всех видов составляет 22,5 тысячи тонн. Но выйдет ли кто-нибудь на морской лов лосося в этот раз? Если да, какой риск ждет рыбаков? Есть ли у данного промысла будущее?

С такими вопросами мы обратились к Сергею Синякову, который долгое время возглавлял КамчатНИРО, а ныне работает в головном НИИ рыбной отрасли – ВНИРО, где заведует лабораторией экономики и статистики рыбохозяйственного комплекса. Наш собеседник всегда последовательно возражал против запрета дрифтерного лова, а после задержания семи российских шхун в 2016-м выступил в суде в качестве эксперта на стороне защиты судовладельцев и капитанов.

Сергей Синяков развернуто ответил на все наши вопросы. Его ответы полностью опубликованы на сайте «Рыбака Камчатки». А на страницах нашей газеты мы приведем их конспективно.

– Считаете ли возможным приспособить орудия лова, которые ВНИРО предложил взамен дрифтерных сетей, под дрифтерный промысел? Именно в этом обвинили капитанов и владельцев судов, задержанных в прошлом году.

– ВНИРО взамен запрещенных пунктом 18.21 правил рыболовства дрифтерных сетей предложил разрешенные этим же пунктом поверхностные ловушки, конструктивно отличающиеся от дрифтерных сетей. Именно на основании конструктивных отличий от дрифтерных сетей Росрыболовство выдало разрешение на поверхностные ловушки, а должностные лица погранслужбы ФСБ в 5 актах признали их использование законным, несмотря на объячеивание. И дрифтерные сети, и поверхностные ловушки являются свободно плавающими, то есть дрейфующими или дрифтерными орудиями лова. Поэтому никакого «приспособления под дрифтерный промысел» для ловушек не требуется. Промысел дрифтерными сетями и поверхностными ловушками – это два разных дрифтерных промысла: один запрещенный, другой разрешенный.

Рыбаков обвинили не в том, что поверхностные ловушки – дрифтерные орудия лова, а в том, что они удерживают рыбу путем «объячеивания», якобы запрещенного законодательством. Но «объячеивание», по признанию самой стороны обвинения, оказывается, не запрещено. Из этого следует, что обвинение капитанов и владельцев судов построено на ложном основании, ложность которого признается самим обвинением.

– Может ли ситуация 2016 года повториться в 2017-м?

– Она может повторяться до тех пор, пока не будет прописано ясных правил.

Я не исключаю, что ситуация с непроработанным пунктом 18.21 правил рыболовства создана намеренно, чтобы подтолкнуть рыбаков выйти на лов, а затем, используя административный ресурс, обвинить их в нарушениях. Предприятия вышли на лов в полной уверенности, что они работают поверхностными ловушками, сделанными в соответствии с документацией ВНИРО, допускавшей наличие крыльев, но без указания их параметров, выбор которых был оставлен изготовителю. В результате совпадения параметров сетного полотна крыльев поверхностной ловушки и дрифтерных сетей все орудие лова целиком – поверхностная ловушка – было приравнено к дрифтерным сетям. И хотя конструктивные отличия поверхностных ловушек от дрифтерных сетей, без которых был бы невозможен факт выдачи разрешения именно на ловушки, а также 5 актов проверок, определивших орудие лова именно как ловушки, и на этом основании признавших их применение законным, не дают оснований для такого отождествления, промысел был остановлен...

– Есть мнение, что только дрифтерный лов может быть рентабельным на промысле лосося в море, все остальные виды лова экономически неэффективны. А как вы считаете?

– На этот вопрос есть официальные ответы ТИНРО-Центра, СахНИРО, КамчатНИРО. Суть их сводится к тому, что сопоставимые по рентабельности с дрифтерными сетями и гарантирующие рентабельный промысел разреженных скоплений лососей в ИЭЗ РФ орудия лова среди применяемых в настоящее время институтам неизвестны. Поэтому альтернативой дрифтерным сетям может быть только разработка новых орудий лова. Кроме того, институтами было указано, что такие орудия лова, как тралы и кошельковые невода, будут заведомо нерентабельны на промысле лососей в ИЭЗ РФ. Мое мнение полностью совпадает с ответами институтов.

Как вы знаете, пунктом 18.21 правил рыболовства именно эти два заведомо нерентабельных, а значит, непригодных орудия лова (тралы и кошельковые невода) были включены в число разрешенных. Хочу попросить редакцию «Рыбака Камчатки» задать вопрос читателям и Росрыболовству: зачем это было сделано?

Кроме них в число разрешенных попало только одно, ранее неизвестное и никогда не применявшееся орудие лова – поверхностные ловушки.

– Согласны ли вы с тем, что запрет использования дрифтерных сетей в ИЭЗ России повысил подходы тихоокеанского лосося к берегам Камчатки, положительно сказался на лососевых запасах?

– Динамика уловов показывает, что российский дрифтерный промысел не относится к числу главных причин, определяющих величину уловов и запасов лососей ни на Дальнем Востоке в целом, ни на Камчатке, и его запрет не оказал никакого положительного влияния на уловы и запасы ни по одному из видов. Единственным результатом запрета стало закрытие предприятий дрифтерного лова и перераспределения их квот вылова в пользу группы прибрежных предприятий.

* * *

С Сергеем Синяковым можно не соглашаться. Но нельзя не признать, что его мнение авторитетно и заслуживает внимания. Тем более Сергей Анатольевич выразил готовность продолжить эту дискуссию с любым из оппонентов. Наша газета готова стать площадкой для такой дискуссии.

Кирилл МАРЕНИН

19:00
2291
16:22
По данным северо-восточного территориального управления ФАР на 6 июня в Дальневосточном федеральном округе не выдано ни одного разрешения на добычу тихоокеанских лососей в ИЭЗ РФ в 2017 году. Хотя промысел мог бы начаться уже в первых числах июня. Значит, на морском лове лосося поставлен крест?
Вячеслав Смородин
10:08
Что, прям и на Курилах ловить не будут? Все эти игры с терминами «морской» промысел или «прибрежный», дрифтерные или ставные сети придуманы с одной целью — унавозить мозги народу. Членам совета федерации не интересно где что-то происходит. За исключением «своего» куста. Тем же ему отвечают члены ассоциации другого побережья. И тем и другим всё равно пройдет ли рыба дальше их ставников (участков). Вопль начнётся если только на северных Курилах сети начнут чересчур эффективно перекрывать пути миграции лососей, на которых рассчитывали рыбопромышленники.
максим
10:39
Ученому Синякову никак не даёт покоя тот факт, что дрифтер закрыли. И целенаправленно вносит смуту в умы народа, чтобы его вновь открыли. Вопрос, за чьи интересы он старается? Ответ очевиден.
Виктор
15:19
Все гнались за неркой, горбушу и киту выкидывали.Выбили красняк ( на Курилах три года рыбы нет ( и на Сахалине тоже
Недовольный
07:46
Просто мафия берегового лова победила мафию морского лова. Вот и все объяснение перечисленных событий
Загрузка...