Море – мой чародей (часть 2)

Море – мой чародей (часть 2)

Я не мог подумать, что в Петропавловске существует самый крупный в стране рыболовецкий колхоз имени В.И Ленина, 5 БМРТ которого успешно ловят рыбу в Тихом Океане. Об этом я узнал позже, а пока вместе Дмитрием Трегубовым зашел в кабинет заместителя начальника управления по флоту Михаила Григорьевича Чекаленко. Навстречу нам из-за стола вышел с распростертыми руками человек лет 40. Начались объятия и восклицания: «Дима! Миша!» Из разговора этих людей я понял, что они дружили и не виделись больше года.

Узнав о моей проблеме с устройством на работу в УОР, друг Трегубова взял красный карандаш, вырвал из настольного календаря чистый листок и что-то там одним движением черканул, именно черканул, а не написал. Поискал глазами на столе конверт. Найдя, что-то написал на нем Климову, вложил в него листок и, протянув конверт мне, сказал: «Если хочешь, прочитай».

Выйдя из кабинета, я прочитал записку: «Вася! Не валяй дурака, реши вопрос человека. Чекаленко». Того, что произошло с начальником отдела кадров УОРа В.Климовым, когда он прочитал записку Чекаленко, я представить себе не мог. Это был, как говорится, цирк, но без лошадей.

«Садитесь, пожалуйста. Что же вы не сказали мне, что знаете Михаила Григорьевича?» — это говорил мне совершено не тот человек, который сидел передо мной совсем недавно. В течение нескольких часов я был оформлен на работу в должности технологического механика БМРТ. Со мной был заключен договор на три года. Более того, инспектору было поручено проследить, чтобы в бухгалтерии мне в тот же день выплатили все причитающиеся деньги!

…С капитаном Армаром Амирбекяном я виделся еще три раза в жизни. Мы встречались с ним, как старые друзья, он всегда интересовался моей жизнью и моими делами. Потом, в середине 1970-х годов, я узнал, что он покинул Камчатку.

Совсем недавно на одном из сайтов, где опубликован материал о камчатских капитанах рыбного флота, я нашел его фото и краткую биографию. В ней говорилось, что легендарный капитан средних рыболовных траулеров Камчатки Армар Аршамович Амирбекян умер в Азербайджане в 1996 году в возрасте 65 лет.

С Дмитрием Алексеевичем Трегубовым я встречался еще 4-5 раз. Хорошо помню, что последняя наша встреча состоялась на Слете передовиков рыбной промышленности Камчатки в декабре 1974 года. Спустя пару лет я узнал, что он уехал работать в севастопольское Управление океанического рыболовства, флот которого находился в бухте Камышовая.

А тогда, расставшись с человеком, сыгравшим в моей судьбе такую значительную роль, я уже в понедельник был на БМРТ «Алексей Махалин» и с этого дня стал постигать азы новой для меня специальности у механика технологического оборудования Володи Щербаченко.

После моего устройства на работу в УОР судьба подарила мне встречу с еще одним довольно известным на рыбопромысловом флоте Камчатки человеком. Произошло это так.

Напротив общежития, где я жил, находилось новое здание Дворца культуры рыбаков Камчатки. Я пошел туда посмотреть художественный фильм. До кинозала я не дошел, так как увидел в одном из помещений дворца большое количество людей и понял, что здесь собрались филателисты. А я с детских лет собирал марки.

Очень скоро я познакомился с одним из филателистов, который, как и я, собирал марки на тему космоса. Моим новым знакомым был капитан дальнего плавания Игорь Степанович Анисимов. В 1943 году, когда ему было 16 лет, он окончил знаменитую школу юнг на Соловецких островах, служил на эсминце «Гремячий», был награжден медалью за «Оборону Советского Заполярья».

Анисимов, работая капитаном на среднем рыболовном траулере, не ловил рыбу и не ставил рекордов, а занимался поиском скоплений сельди в Охотском море и Олюторском заливе у северной части Камчатского полуострова. В этом деле на Камчатке никто не мог с ним сравниться (не зря он был награжден орденом «Знак почета»).

Игорь Анисимов был влюблен в свое дело. Уже когда мы были с ним в дружеских отношениях, он рассказал мне, что все свои рейсы фактически провел в штурманской рубке, не снимая с плеч старой фуфайки, ибо считал ее талисманом, приносящим удачу!

Игорь Степанович пригласил меня к себе в тот же день. Так началась наша дружба, которая продолжалась 20 лет, пока он не умер в 1990 году.

Я очень часто бывал у него дома, где меня с большим радушием принимала его жена Антонина Денисовна. Мы пили с ним «ведрами» кофе, и наши разговоры простирались от Москвы до Британских морей!

Анисимов был удивительным рассказчиком, дружил с огромным количеством разных людей. У него дома можно было встретить простого матроса, знаменитого капитана, адмирала, научного работника Камчатского филиала Тихоокеанского научно -исследовательского института (ТИНРО) или артиста местного драматического театра. Общение с этим уникальным человеком постоянно обрушивало на меня огромное количество различной информации, предоставляло возможность знакомиться с огромным количеством очень интересных людей.

Именно у него судьба дала мне возможность хорошо узнать Михаила Чекаленко. Они были друзьями с давних пор, ранее постоянно работали в одних экспедициях.

Однажды я застал у Анисимова, кроме Чекаленко, еще одного капитана, который даже с виду был гораздо старше обоих капитанов. Это был Василий Финашин. Все трое вели оживленный разговор, вспоминали довольно потрясающие морские истории. Чекаленко предложил тост за Василия Тимофеевича, который дал им путевку в трудовую жизнь. Ведь на судах, на которых он был капитаном, оба начинали трудовую деятельность матросами, а, став штурманами, учились и перенимали опыт у знаменитого капитана.

Потом я несколько раз встречался с Василием Финашиным. Узнал о нем много интересного. У него была достойная биография человека, беззаветно любившего свое дело и отдавшего ему все свои силы. Пару лет назад прочитал на одной из страниц Интернета статью «Век капитана Финашина». В 2013 году морской самоходной барже «Сосновка 4» было присвоено имя Василия Финашина...

Игорь Анисимов ушел из жизни в довольно юном по моим сегодняшним меркам возрасте (в 58 лет). У него не было детей. Видимо, память о нем хранится только на сайте Интернета, посвященном капитанам рыбопромыслового флота Камчатки, где есть его краткая биография и фото.

Шло время, я узнавал многих и многих людей. Но А. А. Амирбекян, Д. А. Трегубов, М. Г. Чекаленко, И. С. Анисимов были и остаются в моей памяти на особом месте. Ведь они так по-доброму и бескорыстно помогли мне определиться в жизни в очень трудный ее момент. Хорошо сказал поэт Юрий Левитанский: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу». В результате я и выбрал свою дорогу в жизни.

Валентин ЧАРНИК

На фото: Кадр из документального фильма «Советская Камчатка». Жена и сын Валентина Чарника встречают его после рейса на БМРТ «Мыс Обручева» (5 сентября 1974 года).

По этой ссылке www.odnoklassniki.ru/video/16596339357/ вы можете найти документальный фильм «Работа экипажа БМРТ «Союз-4» на лове скумбрии у берегов Японии (ноябрь 1971 года)».

19:00
1072
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...