«Океанрыбфлот»: Мы завершаем программу модернизации и неизбежно придем к строительству флота

«Океанрыбфлот»: Мы завершаем программу модернизации и неизбежно придем к строительству флота

19 октября 2015 года в Москве прошло заседание президиума Госсовета России под руководством президента РФ Владимира Путина. Он и объявил главную цель мероприятия – «определить меры, которые будут способствовать наполнению российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией». Задача, несомненно, благородная и своевременная с учетом ориентира на импортозамещение

Несмотря на многочасовые дебаты, главное решение некоторым участникам заседания показалось спорным. Отныне 20% так называемых квот господдержки отдается предприятиям, которые будут строить современные суда на отечественных судоверфях. Человеку непосвященному это покажется совершенно логичным, ведь промысловый флот России в самом деле устарел и нуждается в обновлении…

Но вот беда – в нашей стране гражданская судостроительная отрасль повсеместно разрушена и построить промысловое судно на территории нашей Родины сегодня никому не по силам. Опытные камчатские рыбаки отлично это знают.

Сергей Владимирович Кислов, капитан-директор БМРТ «Мыс Олюторский» рыбодобывающей компании «Океанрыбфлот», как никто другой, знает состояние отечественных судоверфей. 16 лет он работал в управлении, но мечтал о море. В 2008 году настойчивый капитан добился цели и вышел в свой первый рейс на БМРТ «XXVII Съезд КПСС». Правда, в море он находился не так долго, как ему хотелось: именно в те годы в компании была разработана и принята программа глобальной модернизации, и «XXVII Съезд КПСС» под руководством капитан-директора С.В. Кислова отправился в ремонт.

Вернувшись на Камчатку, Сергей Владимирович вновь отправился в промысловую экспедицию на БМРТ «Александр Ксенофонтов». Через год и этот траулер отправился на модернизацию. Потом еще один рейс на БМРТ «Иртышск»… Надо ли говорить, что и этот поход закончился визитом на иностранные судоверфи?

Таким образом, за 4 года было модернизировано три БМРТ компании, и все работы проходили под руководством капитан-директора Кислова, который стал к тому времени настоящим экспертом. Именно поэтому к его мнению стоит прислушаться.

С.В. Кислов: «Я смотрел новости о заседании президиума Госсовета. Знаете, когда говорят, что надо давать квоты тем, кто строит промысловые суда на российских верфях, у меня возникает только один вопрос: на каких? Покажите мне хоть одну судоверфь, которая строит корабли. На Дальнем Востоке, в Комсомольске-на-Амуре, строят только маломерный флот, а других судов на этой судоверфи не делают. Раньше, в советские времена, БАТМы в Николаеве строили. Там тоже уже не построишь. Развалено все, остались цеха мелкие – остальное умерло.

Я помню, какие в Николаеве были мощности: огромная территория, три завода объединенных. Тогда там работало более 60 тысяч специалистов, сегодня нет никого. Кроме того, чтобы построить корабль, нужны высококвалифицированные специалисты, да не просто даже специалисты, а профессионалы, с опытом, навыками… Где их сегодня взять? Их просто нет.

Даже в странах с развитой судостроительной отраслью говорят, что проще четыре танкера построить, чем один БМРТ. Здесь очень сложная «начинка»: траловые комплексы, поисковая, морозильная аппаратура, рыбообрабатывающее, навигационное оборудование. То есть, БМРТ – не игрушечный кораблик, его не построишь по волшебству.

Еще один город, в котором в советские времена массово строили промысловые пароходы, – Клайпеда. Опять же, сегодня это – чужое государство, к тому же неприязненно настроенное.

Остается единственная отечественная судоверфь – в родном Санкт-Петербурге, но там сейчас высокая загруженность, идет активное строительство танкеров для военного флота, они загружены заказами минобороны, и на нас у них времени нет. Вот такая сегодня ситуация.

Конечно, ни один капитан не откажется от нового парохода. Это же как машина: ездишь на ней 15 лет, с завистью смотришь на соседа, проезжающего на новом автомобиле, и думаешь: «Когда же я новый куплю?» И пока нет возможности, стараешься свою старую машину держать в идеальном техническом состоянии. Так и с пароходом. Только здесь все намного сложнее. Машину можно со временем купить и российского, и иностранного производства, а промысловое судно нам предлагают построить на несуществующих отечественных судоверфях.

Конечно, обновлять флот надо, кто спорит. Территория у нас огромна, можно и в Находке, и даже в Петропавловске-Камчатском. Сначала нужно построить базу, обучить специалистов. У нас пока ничего нет, а мы строить собрались. А ведь были на Камчатке энтузиасты, которые пытались поднять тему восстановления судоремонтной верфи, сами проекты разрабатывали, пороги обивали. Их никто не поддержал, никто не захотел вкладываться в долгосрочное строительство, а в одиночку ни одна рыбопромышленная компания не потянула бы такой масштабный и дорогой проект.

Все помнят, как уныло тогда выглядели суда на камчатских причалах, в каком безнадежном состоянии они находились. Нужно было в первую очередь восстанавливать флот. За последние годы рыбодобывающая компания «Океанрыбфлот» вложила почти 5 млрд собственных средств в модернизацию судов, сегодня все 15 траулеров в идеальном техническом состоянии».

Насколько серьезно «Океанрыбфлот» следит за безопасностью мореплавания, какими быстрыми темпами наращивает производство новой качественной и доступной рыбопродукции глубокой переработки, свидетельствует такой факт: в пятилетнюю программу модернизации было включено восемь промысловых судов. На их полное обновление потрачено более 4,5 млрд рублей собственных средств. Одним из последних был обновлен БМРТ «XX Съезд ВЛКСМ». Все оборудование заменили полностью, установив испанские лебедки, японскую поисковую аппаратуру, корейский завод, германские машины для производства филе минтая крупной, средней и мелкой расфасовки. Модернизация траулера заняла рекордные 70 суток.

Контролировал ход работ в иностранных портах капитан-директор БМРТ Роман Владимирович Лопарев. По его словам, сегодня модернизация флота – единственный выход, но возрождение отечественного судостроительства со временем обязательно произойдет. «Очень плохо, что в России на Дальнем Востоке полностью отсутствует судоремонт, – говорит Роман Владимирович. – Все, что было построено в СССР, разрушено. Сегодня нет ни оборудованных причалов, ни специалистов, ни новых технологий. Восстанавливать уже нечего, нужно полностью заново все отстраивать, но это – огромные средства и время. Потребуется минимум 10 лет. А пока гораздо проще, быстрее и выгоднее производить ремонт в других портах».

Еще 5 лет назад большинство траулеров компании выпускали самую простую рыбопродукцию – мороженый минтай и сельдь как сырье для дальнейшей переработки. Такое производство оказалось невыгодным: продукция была недорогой и не слишком востребованной в России. Поэтому было принято решение поставить на БМРТ современные заводы по производству более качественного продукта глубокой переработки – филе сельди и минтая. За несколько лет четыре БМРТ («Владимир Бабич», «Хотин», «Иртышск», «Мыс Олюторский») были полностью переоборудованы под выпуск филе сельди, и пять БМРТ («XXVII Съезд КПСС», «XX Съезд ВЛКСМ», «Матвей Кузьмин», «Анатолий Пономарёв», «Александр Ксенофонтов») – под выпуск филе минтая.

Как говорит генеральный директор ПАО «Океанрыбфлот» Евгений Аликович Новоселов, на сегодняшний день из 15 больших морозильных рыболовецких траулеров компании 10 успешно прошли полную модернизацию. «Около 20 тысяч тонн филе мы уже поставили на внутренний рынок в этом году. Это продукция глубокой переработки, крупной, средней и мелкой расфасовки, готовая к употреблению, – сообщил Евгений Аликович. – За 5 лет модернизации нам удалось сделать значительный шаг вперед: мы увеличили возможность вылова, ассортимент и качество выпускаемой рыбопродукции, восстановили свои консервные цеха на двух промысловых судах.

Рост производительности труда составил более 60 процентов, что позволило организовать дополнительные рабочие места и положительно повлиять на экономику Камчатского края, поддержать государственные социальные приоритеты. На наших БМРТ установлено современное высокоточное оборудование, автоматика, дизели, промысловые лебедки.

Что можем – стараемся ремонтировать собственными силами, у нас есть своя база техобслуживания, она тоже, кстати, модернизирована, а также новый корпусно-трубопроводный цех, который позволяет выполнять достаточно большой объем ремонта. Что не можем сами – ремонтируем за границей. Даже с учетом переходов из порта в порт это выходит быстрее и дешевле, чем в России.

Мы стараемся идти по пути модернизации, развивать наше предприятие и при этом очень тщательно следим за безопасностью мореплавания. Создаем хорошие условия для работы и отдыха, стараемся обеспечить доброжелательную атмосферу на пароходах, постоянно проводим учебу, тренинги по охране труда и технике безопасности. Наши суда в отличном техническом состоянии, и работать на них абсолютно безопасно. Мы соблюдаем все правила и требования, которые предъявляются. Нас строго контролируют и в море, и на берегу, и серьезных замечаний не бывает. Безопасность мореплавания – приоритет нашей компании. Мы к людям относимся с уважением и стремимся создать им максимально комфортные условия».

Стремительное развитие крупнейшей рыбодобывающей компании Дальнего Востока стало возможным благодаря закреплению долей квот на долгосрочный, десятилетний, период. «Океанрыбфлот» получил возможность спокойно планировать свой бизнес на годы вперед и уверенно вложил денежные средства в модернизацию флота, строительство и приобретение новых судов.

Но после заседания президиума Госсовета осталось много вопросов, и главный из них – из каких ресурсов будут изъяты 20% квот «под киль». Пока не подписано постановление Правительства Российской Федерации, в котором будет детально разработан порядок изъятия, на этот вопрос ответить сложно. Если не будут учитываться вложенные в модернизацию огромные средства компании, если квоты будут отбираться у всех подряд, независимо от эффективности предприятия, то о каком развитии рыбопромышленной отрасли России может вообще идти речь?

«Сегодня мы не понимаем, как эти квоты будут регулироваться, – говорит Евгений Аликович, – но решение озвучено, будем ждать четко регламентированный документ и уже после его изучения как-то реагировать. Мы в любом случае будем работать и развивать наше предприятие, но хотелось бы получать поддержку, а не сталкиваться с препятствиями.

Наша компания ежегодно успешно осваивает 98–99 процентов выделенных квот, в которые входят минтай, сельдь и кальмар, поэтому мы со своими задачами справляемся. В следующем году планируем приступить к освоению нового вида водных биоресурсов – отправить один траулер на промысел скумбрии. Но для этого наука должна подтвердить наличие этого ресурса. Поэтому если вернуться к теме Госсовета, я скажу одно: строительство флота – дело хорошее, и мы неизбежно придем к этому, но пока такая цель для нас нереальна».

Сегодня рыбодобывающая компания «Океанрыбфлот» является крупнейшей не только на Камчатке, но и на всем Дальнем Востоке. Ежегодно через рыбоперерабатывающие заводы на судах компании проходит около 250 тысяч тонн сырца, что составляет более 30% добычи всех предприятий полуострова. За компанией закреплены квоты на минтая, сельдь и кальмара, причем продукция из сельди и кальмара реализуется на внутреннем рынке на сто процентов. За последние годы удалось значительно улучшить ассортимент выпускаемой продукции глубокой переработки, и, что особенно важно, вся она – первичной заморозки и производится прямо в районе промысла.

У компании большой потенциал и большие планы на будущее. А пока коллектив с нетерпением ждет, какое решение примет Правительство Российской Федерации относительно квот господдержки.

Сергей НИКОЛАЕВ

16:00
3021
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...