Парусное начало

Парусное начало

В прошлом году одной из самых значительных событий в жизни Петропавловска и туристической сферы полуострова стало создание в центре города яхтенного порта.

Летом 2015 года краевые власти заявили о планах строительства туристическо-рекреационного комплекса «Петропавловская гавань». Проект предусматривает полное изменение формата и архитектуры бывшей промышленной территории. После банкротства прежнего владельца – судоремонтного завода «Фреза» – эта территория перешла в управление акционерного общества «Корпорация развития Камчатского края». К реализации проекта подключился и московский инвестор – ООО «Кедр». Общий объем инвестиций по планам корпорации составит около 2,7 миллиарда рублей. Рабочие места в ТРК смогут получить свыше двухсот человек.

Из эпохи флибустьеров в наши дни

Летом прошлого года будущий яхтенный порт, который является частью комплекса, обрел общие черты. Как утверждает генеральный директор КРКК Николай Пегин, потребность в стоянке маломерных судов, в том числе занятых в сфере морского туризма, достаточно высока. В Петропавловске-Камчатском зарегистрированы 5 614 маломерных судов. Еще 3 277 катеров, яхт и моторных лодок стоят на учете в Елизове и Вилючинске. При таком обилии маломерных судов неизбежно возникает проблема их размещения, ремонта и сервисного обслуживания в период навигации и в межсезонье.

«Взятый регионом стратегический курс на развитие инновационной туристической индустрии, формирующийся новый облик Петропавловска-Камчатского требуют создания современных стоянок катеров и яхт, а не тех, что словно из эпохи корсаров и флибустьеров шагнули в наши дни, – с полузатопленными понтонами и малопонятными правилами мореплавания. Такие, с позволения сказать, «яхтенные порты» устраивают только мелких браконьеров, промышляющих в Авачинской губе и в прилегающих к ней акваториях», – говорит Николай Пегин.

Еще на стадии разработки проекта инвесторы назвали будущую марину международной. Что это значит и какие требования применимы к международному порту? Сергей Смирнов, заместитель председателя Камчатской краевой федерации парусного спорта, уверяет, что яхтсменам-путешественникам на самом деле нужно не так много.

«По личному опыту скажу, что, когда делаешь серьезный переход из одной страны в другую, первое, о чем думаешь, – это прийти в надежную гавань, где яхта будет в полной безопасности от штормовых ветров и волны. Вторым качеством этой гавани, не менее важным, должна быть возможность пополнить запасы воды и топлива, «подбить» аккумуляторы, постирать вещи и привести себя в порядок. Это является базовым набором качеств любой гавани, находящейся на пути международных маршрутов крейсерских яхт», – говорит Сергей Смирнов.

По словам яхтсмена, территория бывшего судоремонтного завода «Фреза» – одна из самых благоприятных мест для швартовки маломерных судов в городе на время непогоды. Поэтому смело можно сказать, что свою главную функцию яхтенный порт выполняет уже сейчас.

Работа над созданием марины началась с очистки территории от строительного, производственного и бытового мусора, от ненужных технологических механизмов, в том числе от двух портальных кранов, которые не использовались, по крайней мере, десятилетие.

Большой трудностью для корпорации стала очистка акватории от затонувших судов, которые негативно влияют на безопасность мореплавания и экологическое состояние бухты. На дне той части акватории, на которую распространяются юридические права КРКК, находились два судна, затонувшие в период функционирования СРЗ «Фреза». В феврале 2014 года под воду ушел сейнер «Снегирёво», годом позже затонул РС «Моннерон». «Снегирёво» с помощью партнеров из ООО «Аква-про» удалось поднять после нескольких попыток в апреле прошлого года. Судно лежало боком на большой глубине. Заиленный, обросший водорослями и моллюсками корпус находился в неудобном для подъема положении: судно было уперто боком в затонувший причальный понтон. Все это осложняло работу водолазов, но в конечном итоге специалисты из «Аква-про» подняли судно из воды.

Проблема с сейнером «Моннерон» пока остается не решенной. Поскольку судно является собственностью ООО «Деликатесрыбпродукт», КРКК не имеет права совершать каких-либо операций с чужим имуществом без участия собственника. Сам владелец решительно дистанцируется от затонувшего сейнера. Хотя есть и решение суда, и предписание капитана морского порта Петропавловска-Камчатского, которые обязывают собственника «поднять и при необходимости уничтожить» «Моннерон».

ООО «Деликатесрыбпродукт» сейчас находится на стадии банкротства. Этим обстоятельством временный управляющий Юрий Баранков и объясняет пассивность, отсутствие реакции на обращения и предписания.

«КРКК спланирован комплекс мероприятий правового и административного характера, которые, как мы надеемся, в конечном итоге приведут к подъему и утилизации «Моннерона», – говорит Николай Пегин.

Диалог налажен

Другим важным этапом создания марины стала установка современных причальных сооружений. На этапе проектирования плавучих понтонов сотрудники Корпорации развития Камчатского края и представители компании «Кедр» проконсультировались с яхтсменами.

«Изначально планировалось заказывать понтоны длиной до шести метров. Но мы убедили инвесторов, что причальные сооружения должны быть больше. Приятно, что диалог налажен и в дальнейшем с нами будут обсуждаться базовые вопросы развития инфраструктуры порта», – говорит Сергей Смирнов.

Благодаря встроенным механизмам понтоны компенсируют качку, сильный ветер, приливы и отливы, а сервисные колонки позволяют подключить судно к электросети и водопроводу. За счет установки причальных сооружений количество швартовочных мест на стоянке увеличилось вдвое. Правда, вместить всех желающих на новом месте не удалось. В КРКК пообещали, что в следующем сезоне мест для швартовки станет еще больше и в перспективе они намерены увеличить их количество до 150.

Кроме этого, на территории отремонтировали четвертый и пятый причалы, установили светильники, расширили площадь визит-центра, где теперь располагается шатер и деревянные фигуры.

При разговоре о марине международного уровня нельзя не затронуть вопрос сервиса. Как уверяет Николай Пегин, корпорация развития постаралась организовать надежную работу диспетчерской службы.

«Профессиональные действия ее сотрудников минимизируют предпосылки аварийных ситуаций на акватории бухты, позволяют свести к единому алгоритму действия владельцев и капитанов маломерных судов, соблюдать сроки начала и окончания навигации», – говорит он.

Как оценивают организацию работы порта в 2017 году сами яхтсмены? Сергей Смирнов отмечает, что в сравнении с предыдущими годами деятельность марины была организована на хорошем уровне. Яхтсмену есть с чем сравнить. В 2006–2008 годах единственной стоянкой было Богородское озеро. Места было мало, а спрос с владельцев катеров значительно превосходил предложение. Маломерные суда стояли как шпроты в банке, по два-три борта.

«Чтобы отойти на своей яхте от причала, я должен был сначала отшвартовать от своей яхты два-три катера, выйти на яхте и решить вопрос с тем, чтобы кто-то помог пришвартовать эти катера обратно к причалу. Бывали случаи явного морского бескультурья: в твое отсутствие к яхте швартовали катера, не вывесив кранцы и не увязав нужное количество шпрингов или швартовых. В результате такого «соседства» царапали борта на яхте. Один раз, во время зимней стоянки на берегу, яхте пробили погрузчиком борт. Деньги за стоянку взимались существенные, при этом гарантии сохранности яхты не было никакой. Приходилось с этим мириться, потому что альтернативы не было», – вспоминает яхтсмен.

Несколько лет назад усилиями камчатского предпринимателя Алексея Кириленко начала активно развиваться стоянка маломерного флота в акватории бухты Бабьей, рядом с территорией ЖБФ. Яхтсменам была предложена разумная стоимость стоянки яхты у понтонов, даны гарантии сохранности яхт. Парусный флот Камчатки комфортно провел в этой гавани два года. Но в 2017 году от руководства яхтенной стоянки на территории бывшего СРЗ «Фреза» в центре Петропавловска камчатским яхтсменам поступило предложение перебазировать туда парусный флот. При этом предполагалось, что каждая яхта займет свое персональное место у понтона, к ней будет проведена вода и электричество. Стоимость за весь этот перечень услуг была приемлемой. Камчатские яхтсмены охотно приняли это предложение и перебазировались на «Фрезу».

В месяц яхтсмены и владельцы катеров платят за стоянку судна размером до 10 метров 10 тысяч рублей. К слову, стоимость аренды на ЖБФ, где за последний год тоже сделано немало для удобства арендаторов швартовочных мест, обходится в 12 тысяч рублей.

Полный запуск проекта состоится только через несколько лет. Стоит ли владельцам маломерных судов ожидать некоторое повышение цены за аренду?

«Пока можно определить только общие векторы стоимостной динамики. К ее снижению ведет увеличение числа арендаторов, к удорожанию – расширение спектра услуг и повышения их качества. Мы постараемся найти золотую середину. В конечном итоге владелец судна сам сможет выбирать перечень услуг, которые ему необходимы», – говорит Николай Пегин.

К слову о расширении спектра услуг. Сами яхтсмены выражают большую надежду на то, что на территории современной марины появятся ремонтные мастерские и места для хранения судов в зимнее время. Температурный режим и влажность – главные условия во время ремонта лодок. Поэтому, как правило, ремонтные работы маломерных судов начинаются с наступлением первого тепла, т. е. в конце мая. Отсутствие в городе специализированного помещения сказывается на быстром износе материальной части яхты, корпуса и такелажа, особенно после долгих экспедиций. Заместитель председателя федерации парусного спорта считает, что даже наличие одного эллинга в городе в корне изменит ситуацию.

«На территории современного яхтенного порта просто необходим ремонтный эллинг, чтобы в межсезонье яхту можно было перекрасить, подклеить и выкатить на улицу на зимовку. На профилактические работы по корпусу одной яхты в среднем требуется месяц. За зиму, при умелом подходе, можно привести в порядок до пяти яхт», – говорит Смирнов.

Генеральный директор корпорации заверил, что после полного запуска комплекса яхтсмены могут не беспокоиться о месте для ремонта своих лодок. Концепция туристско-рекреационного комплекса «Петропавловская гавань» предусматривает создание полной инфраструктуры, составляющей в комплексе понятие «современная яхтенная марина». Она включает в себя не только закрытые зимние стоянки для катеров и яхт, судоремонтные мастерские, но и другие сервисные подразделения.

Правда, пока вопрос использования производственных помещений, которые находятся на территории бывшего судоремонтного завода, остается открытым. Корпорация развития Камчатского края уже провела обследование и проверочные расчеты сейсмоустойчивости несущих конструкций помещений. Их результаты направлены партнеру инвестора – московскому бюро известной архитектурно-дизайнерской фирмы из Британии Aukett Swanke. На основе этих данных специалисты подготовят предложения по перепрофилированию или сносу существующих зданий.

«Директор по проектированию московского бюро Aukett Swanke Томас Нюджент весной уходящего года побывал на территории будущего туристско-рекреационного комплекса. Увиденное восхитило английского архитектора. Согласно первоначальным оценкам Томаса Нюджента, большинство зданий производственной застройки можно переделать в сооружения, создание которых предполагается концепцией ТРК «Петропавловская гавань», – говорит генеральный директор акционерного общества.

Отделяем яхты от больниц

Сегодня работа на территории яхтенного порта не останавливается. Катера и яхты пережидают зиму на кильблоках на охраняемой территории. К тем судам, которым для успешной зимовки требуется электричество, подведены силовые линии. Их места у причальных стенок занимают рыболовные сейнеры. Значительная часть МРСов проходят здесь береговой ремонт. А технические работники хозяйственного комплекса корпорации решают сложную задачу бесперебойной эксплуатации инженерных коммуникаций территории.

«Инженерные коммуникации, доставшиеся нам в наследство от СРЗ «Фреза», предельно изношены. КРКК и собственными силами, и с привлечением подрядных организаций ведет их ремонт, заменяет силовые кабели, но наши финансовые и технические возможности ограничены. Мы не в состоянии развернуть работы на широком фронте, но делаем все, чтобы грамотной эксплуатацией, продуманностью технических решений избежать нештатных ситуаций. Одно я могу заявить твердо: Корпорация развития Камчатки приложит максимум усилий для того, чтобы яхтенный порт, ТРК «Петропавловская гавань» стали гордостью региона и его жителей», – говорит генеральный директор акционерного общества.

Можно смело сказать, что яхтенный порт в центре Петропавловска является самой удобной, благоустроенной, безопасной и современной из ныне существующих в крае стоянок маломерных судов. Правда, не все жители города восприняли с радостью новость о появлении в центре яхтенной марины. На информационных ресурсах некоторые горожане возмущались, что в крае не хватает больниц, детских садов и других социально важных учреждений. А яхтенный порт – объект далеко не первой необходимости. Ввиду сложной социальной обстановки станет ли он предметом гордости региона – большой вопрос. Однако у заместителя председателя Камчатской краевой федерации парусного спорта другой взгляд.

«Мы, камчатские яхтсмены, от остальных жителей Петропавловска отличаемся только своим увлечением парусами. В остальном мы наравне с нашими земляками ощущаем недостаточный уровень медицинского сервиса в городе, нехватку мест в детских садах и многие другие причины социальной неустроенности в нашем городе. У меня трое детей, и если в жизни нашего города есть какие-то проблемы социального характера, я ощущаю их на себе не меньше других. Но нужно понимать, что на строительство яхтенного порта выделяются не бюджетные средства. Есть административный ресурс в лице корпорации развития, во владении которой находится территория. Есть инвестор, который строит это на свои деньги. Несмотря на то, какими темпами развивается социальная инфраструктура в городе, мы не должны отказываться от других вещей – спортивных сооружений, инфраструктуры активного отдыха, досуга, тем более если это делается не за бюджетные деньги», – считает яхтсмен.

Наличие удобной стоянки для лодок ведет к увеличению интереса к яхтенному спорту не только среди молодежи, но и взрослого активного населения города. Количество яхт, спускаемых на воду в период навигации, растет из года в год. Кроме того, Камчатка лежит недалеко от международного маршрута яхт, который связывает Северную Америку и Юго-Восточную Азию. В последние годы все чаще в нашем порту появляются иностранные яхты. Путешественники, побывавшие однажды в надежной и уютной гавани, будут обмениваться координатами петропавловского порта, что повысит и без того большой туристический интерес к полуострову.

Яна ГАПОНЮК

19:00
1279
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...