Кусто с камчатской прошивкой

Кусто с камчатской прошивкой

В преддверии Дня защитника Отечества у нашей газеты особенный гость. Алексей Савин вот уже 11 лет работает спасателем МЧС, а любимому делу – дайвингу – он посвятил всю жизнь. Алексей рассказал о первом погружении и своей мечте

Алексей Савин родился в Ленинграде. Его отец родом из Ставропольского края, а мама родилась в городе на Неве, где они и познакомились. Когда сыну исполнилось всего 2 недели, семья переехала на Камчатку. Это был 1986 год.

Родители работали посменно: мама – медсестрой в реанимации областной больницы, а отец – в Камчатском морском пароходстве. В 1988 году отец увлекся подводным плаванием и начал заниматься в водолазном клубе «Витус Беринг». Поскольку сына было не с кем оставить, папа брал мальчика с собой на тренировки.

«Там были настоящие классы, стояли парты, висела доска, а за стеклом был бассейн. Я быстро втянулся и сам захотел нырять. На мое «Пап, я тоже хочу» он дал мне баллоны, наждачку и наказал их чистить. Через две недели, когда баллоны были как новые, я наконец услышал заветное «Ну, сын, пошли». На меня надели эти баллоны, дали маску и в бассейн спустили. Мне тогда было года четыре. Потом даже в Паратунку я ездил только с маской», – вспоминает мой собеседник.

Клуб не раз закрывался и открывался снова, но Алексей не терял любви к подводному миру и упорно тренировался. Так, в свой 13 день рождения он совершил первое погружение на открытой воде. Совпадение или судьба, но день рождения нашего героя и день рождения великого капитана Кусто приходятся на 11 июня. Для любого водолаза это большой день. Как правило, все члены клуба «Витус Беринг» выезжали на озеро Котельникова и праздновали день рождения французского исследователя массовым погружением.

«Масса впечатлений. Была довольно неплохая видимость, много актиний, где-то еще плавал лед. Еще помню, как было холодно. На нас были мокрые пятимиллиметровые неопреновые костюмы, перчатки хлопчатобумажные. Ну а что? Нырять-то хочется! Одеваешься – и вперед», – смеется Алексей.

Как я стал профессиональным водолазом

Судьбоносной оказалась встреча с Вячеславом Ивашкиным, президентом клуба подводного плавания Deep club. В то время как Алексей осваивал профессию рефмеханика в мореходном училище, он позвал молодого человека подработать в своем клубе. Как вспоминает Алексей, это было прекрасное время его жизни.

«Будешь, говорит, за снаряжением следить, баллоны набивать, бассейн чистить и нырять в свое удовольствие. Кто от такого откажется?! Денег платили не много, но это было не важно», – говорит Савин.

Такое стечение обстоятельств привело к тому, что наш рыбацкий край потерял одного рефмеханика, но приобрел влюбленного на всю жизнь в море аквалангиста. Алексей понял, что хочет быть не просто любителем, а профессиональным водолазом. Так, в 2005 году по объявлению в газете он устраивается в бассейновое аварийно-спасательное управление водолазом 3-го класса.

«Стоял на шлангах, работал в режиме «принеси-подай», смотрел, как под водой варят. Интересно было. А потом как-то выехали на катере, встали на прикол, и тут я слышу голос начальника «Все, Алексей, пришло ваше время тренироваться». Одели меня в трехболтовку. Водолазы называют ее еще скворечником или однокомнатной квартирой без удобств. И спустили вниз», – вспоминает он.

К слову, нашему герою было 19 лет, когда его спустили под ледяную воду в снаряжении весом около 90 кг. Но юноша не растерялся, хотя и задерживаться под водой долго не стал.

«Глубина была небольшая – от трапа до грунта метра два. Мне по связи говорят: «Походи. Что видишь вокруг?» Я иду-иду, поворачиваю голову – стоят два сивуча. Я передаю на катер: «Тут два сивуча, и я замерз. Выхожу». А мне говорят: «Не ври, ты не замерз. Сивучи тебя не тронут». Что ж, ладно. Хожу, а эти сивучи вокруг меня крутятся. «Нет, все, точно замерз. Выхожу», – отвечаю я. «Эх, выходи, трус». Так я стал профессиональным водолазом», – смеется Алексей.

Собаки на льду и примерзшие нерпы

Постепенно молодого сотрудника стали отправлять в командировки на ответственные задания. В 2006 году, вернувшись из Усть-Камчатска, он узнал, что в МЧС требуется водолаз. Так наш герой попал в камчатский филиал ДВРПСО МЧС России, где работает до сих пор.

«Здесь другая специфика. Мало технических работ, больше спасательных. Теперь ты не только водолаз, но и альпинист, и на ДТП выезжаешь, и на квартиры. Собаки на льду и под водой, примерзшие нерпы, запертые дети в квартирах – это все наш профиль», – говорит мой собеседник.

Первый вызов в качестве водолаза-спасателя был на озеро Теплое. Компания молодых людей праздновала уход одного из них в армию. Виновник торжества в порыве чувств решил искупаться в озере, но на берег так и не вернулся.

«Он как плыл, в такой же позе мы его и нашли. Асфиксия. Этих случаев у нас достаточно», – рассказывает спасатель.

Один из самых необычных случаев за всю трудовую деятельность произошел на вулкане Хангар. Как уверяет меня Алексей, их команда спасателей – первые люди, которые ходили по озеру кальдеры вулкана на лодке и ныряли в этих местах с аквалангом.

Спасателей вызвала группа туристов, которая однажды утром не досчиталась одного человека. Как потом выяснили следователи, мужчина родом из Москвы долго вынашивал план своей кончины в озере вулкана.

«Дедушка, 64 года, физик-астроном. Прилетел на Камчатку, включился в туристическую группу, пошел на вулкан. В один из дней рано утром пропал. В палатке нашли записку: «Никого не винить, я сам». Чаша глубиной 150 метров. Мы нырнули, посмотрели, а там такой скат, впору глубоководный аппарат спускать. У нас, конечно, его не было. Но видимость в озере невероятная. Место потрясает своей красотой», – вспоминает Савин.

Наш герой участвовал и в операциях по спасению морских судов. Несколько лет назад в Охотском море судно «Наталья» подало сигнал SOS. Сахалинский рефрижератор намотал на винт рыболовные сети. На борту судна находились 26 членов экипажа. При сильном волнении оно могло перевернуться. Спасатели вылетели на вертолете в море, но специальной площадки для их высадки на судне не было. Часть водолазов десантировалась на борт траулера, а часть – сразу в воду.

«Все, нас спустили, вертолет улетел. Тут без вариантов. Не размотали бы – вместе с рыбаками плавали. Но ничего. Под воду, 10 минут – и судно на ходу! Нас потом пересадили на МРС и до Октябрьского своим ходом добирались», – вспоминает мой собеседник.

Арка просветления

Даже в отпуске Алексей не упускает возможности понырять там, где еще не нырял. Любимым местом для погружения не так давно стали Командорские острова. Как он признается, это самое живописное место на Камчатке для аквалангиста.

«Там мало кто нырял вообще, а это привлекает искушенных водолазов вроде меня. В тех местах просто изумительная видимость, интересные пещеры, невероятной красоты отвесные скалы. А если говорить о местах в Авачинской губе, конечно, это остров Старичков. Вокруг него можно обныривать и обныривать бесконечно», – говорит мой собеседник.

Летом спасатель работает с туристами в качестве гида. Как заметил наш герой, Камчатка стала весьма привлекательным местом для дайверов со всего мира.

«Раньше самыми модными местами для погружения были теплые моря, сейчас, если ты понырял в Северном Ледовитом океане или на Камчатке, ты крутой. Дайвинг здесь стал активно развиваться последние годы, и это радует», – объясняет Алексей.

У камчатского Кусто есть своя мечта. И это не Северный Ледовитый океан. Алексей Савин мечтает погрузиться в подводную вертикальную пещеру Голубая Дыра неподалеку от Дахаба в Египте. Она представляет собой окруженный коралловыми рифами карстовый провал глубиной около 130 метров. С глубины 52–55 метров пещеру с морем соединяет проход. Она входит в десятку самых опасных в мире мест для погружения.

«Говорят, кто проходит эту арку, просветляется. Вот жду, когда Египет снова откроют, и хочу туда полететь. Жена, конечно, против. Но мечта есть мечта. Дайвинг для меня – это не просто часть жизни. Под водой мне дышится свободнее».

Яна ГАПОНЮК

19:00
1172
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...