Инвестквоты на дороге
За последние дни камчатцы не раз становились свидетелями того, как грузовики, перевозившие свежую сельдь из столицы региона в посёлок Октябрьский, роняют улов прямо на дорогу. А виноваты… инвестквоты.
Случаи потери рыбы были отмечены в Петропавловске-Камчатском на дороге от Сероглазки до «Силуэта» и на перекрёстке в сторону «Северо-Востока», в районах Дальнего, Усть-Большерецка и Октябрьского.
Как оказалось, весь этот груз принадлежит колхозу им. В. И. Ленина. Что за лихо заставило возить рыбу за 200 км из краевого центра на берег Охотского моря, самого богатого в мире по количеству водных биоресурсов? Тем более, что в Сероглазке у колхоза есть фабрика, на которой он мог бы переработать весь этот улов.
Всё дело в программе инвестиционных квот. Эти квоты государство предоставляет предприятиям, которые вкладывают деньги в строительство заводов и флота. Но есть условие – компания, получившая такую поддержку, должна переработать на новом заводе или новом судне не менее 70 % рыбы, добытой по инвестквоте, и получить определённые объёмы и виды продукции.
По мнению бизнеса, Федеральное агентство по рыболовству (ФАР), которое контролирует соблюдение этого условия, не учитывает коэффициенты производства (к примеру, из тонны рыбы можно произвести не больше 230 кг филе). Не учитываются также условия промысла, проблемы логистики и многое другое.
Однако ФАР стоит на своём. Если продукции получится меньше, чем требуется, предприятию грозят огромные штрафы. На Камчатке так уже произошло с компанией «Витязь-Авто». Она получила инвестквоты под строительство завода в селе Устьевом, который начал работать с января 2020 года. А в декабре 2022 года ФАР предъявило компании иск на 1,8 млрд рублей за то, что та в течение двух лет якобы не соблюдала норматив переработки.
Предприятия, получившие инвестквоты, часто вынуждены привлекать уловы со стороны, чтобы выпустить именно то количество продукции, которое требует Росрыболовство.
Вот так случилось и с колхозом им. Ленина, который открыл в Октябрьском рыбоконсервный завод «Командор», получив под этот проект инвестквоты. Сырец на завод для переработки доставляют суда, которые ведут лов в Охотском море. Рыбу выгружают через плашкоуты. Когда на море непогода, рейд закрывают, суда не могут передать свой груз на берег.
Этот год оказался крайне неудачным для камчатских рыбаков, в том числе, по своим метеоусловиям. На западном побережье было много штормовых дней, суда и береговые предприятия потеряли много времени в ожидании выгрузки. Учитывая ограниченную навигацию, возник риск, что «Командор» не успеет вовремя получить достаточно свежего сырца, чтобы произвести количество продукции, которое указано в соглашении об инвестквотах.
Колхозу пришлось гнать из Петропавловска в Октябрьский караваны с белорыбицей. Всего потребовалось доставить туда порядка 2,5 тыс. тонн сельди. Задача «нетривиальная». Ведь раньше никому не приходило в голову отправлять такие объёмы рыбы из Петропавловска в Усть-Большерецкий район. Опыта такого нет. Колхоз стал использовать для этой работы самосвалы. Но они оказались не приспособлены для перевозки свежего улова. Часть улова потеряла качество в пути и стала годной только на производства тука, часть просыпалась по дороге.
Власти сделали колхозу замечание. Председатель колхоза Сергей Тарусов извинился перед земляками за созданные неудобства и обязался не повторять подобного. Но возить рыбу в Октябрьский ему всё равно придётся. Логики здесь никакой. Но другого выбора у предприятия, увы, пока нет.
В очередной раз возникают вопросы о целях программы инвестиционных квот. Государство предоставляет этот ресурс предприятиям, чтобы они развивали берег, создавали рабочие места и платили больше налогов, или, чтобы они соблюдали нормативы производства, диктуемые отраслевым регулятором, пусть даже в ущерб собственной экономике?
Кирилл МАРЕНИН.
Логика есть!
Рыба по инвестквотам идёт за бугор, а денежкт в карман Тарусову и иже с ним...
Что касаемо завода в Сероглазке так он вообще простаивает… наладили только одну линию по безголовке и усё...
Ну а уж ежели пошла речь по доставке рыбы из питера на Командор по той причине, чтог из-за непогоды рыболовные суда не в состоянии обеспечить завод сырцом то тогда вам стоит задуматься о том, как готовую продукцию отгрузить на транспортное судно?
Ежели сырец можно отправлять на завод хоть под продивным дождём, то крафтару даже в снегопад перегружать запрещено...
Вот и получается:«Витязь Авто» штрафуют, а с Тарусова, как с гуся вода...
Этот вопрос в первую очередь подельнику Тарусова господину Солодову… а уж потом по цепочке Трутневу и Гнилой голове Росрыболовства...
Сурёге Тарусову одногог самосвала оказалось мало так он ещё один опрокинул...
Невдомёк ему, что рыба относится к жидким грузам… Да и откуда ему знать? Как пришёл четвёртым на бармалей так и протирал штаны до капитана… а потом в контору… Акромя трала ничего в глаза и не видел.
Ну, а что касаемо инвестквот так нужно прокурорам думать (если не описаются...)
Три сейнера построенные в Калининграде должны выловить 70% от инвестквот… Сколько по факту? Я уж молчу проспособность этих корыт ловить кошельком и снюрреводом...
Заводик в Сероглазке — сколько преработал? Поди и на 1% не наскребёшь...
Тарусову поры уже кайло в руки увставить… по справедливости. Да кто ж его посадит? Он же блатной...
Кстати! Забыл сказать...
А где санвласти?
На этом самосвале поди не только гравий, но и мусор вывозили...
Представляете деликатес?
Тарусов поди таки доставил рыбу собранную с дороги на рыбзавод Командр… Самого бы его покормить этой рыбой… представляете, как потёрлась рыба в кузове самосвала пока её до места довезли...