Место встречи – Олюторский залив

Место встречи – Олюторский залив

«Отдать швартовы», – звучит привычная команда, и траулер «Иртышск»отходит от причала. 16 ноября 2019 года для него начался очередной промысловый период – рыболовное судно направляется в Олюторский залив Карагинского района Камчатки добывать самую вкусную и полезную, любимую на Камчатке сельдь

Позади остается город под покрытыми снегом вулканами, и Три Брата, вечные стражи Авачинской губы, словно провожают нас до ворот. Для моряков это – священный момент: бросить монетку на удачу – давняя морская традиция, которая строго соблюдается во многих странах мира.

От Петропавловска-Камчатского до Олюторского залива 485 миль. При средней скорости 12 узлов идти к району промысла чуть больше суток. Уже за воротами губы началось сильное волнение и ощутимая качка, но рыбаков погода не пугает. Привычно закрепив в каюте вещи, экипаж приступил к подготовке первого трала. «Иртышск» шел на промысел сразу после ремонта, и время перехода использовалось рационально: нужно было настроить и запустить завод, проверить механизмы, подготовить новые орудия лова и сложить их в нужном порядке, чтобы не допустить перекручивания и запутывания во время работы.

В ночь на 18 ноября ставим первый трал. В команде есть новички, и они еще не успевают за своими опытными коллегами, но потребуется всего пару дней, и палубная смена станет работать профессионально, быстро и слаженно. Времени на теорию нет, все познается на практике, еще и в авральном режиме. Еще и в шторм.

Через 2 часа – выборка трала. Около 50 тонн олюторской сельди – таков первый улов. Как рассказал старший помощник капитана Артур Шуляк, при добыче сельди больших подъемов и не должно быть. Сельдь – рыба нежная, и если куток слишком забит, она будет буквально раздавлена и потеряет товарный вид, а значит, и качество. Так что 50 тонн – это оптимальное значение. Прямо из кутка первая партия рыбы заливается в бункер и оттуда сразу поступает на конвейеры судового завода. Рыбообработчики уже заняли свои рабочие места. Именно эти люди – основная сила рыбацкого коллектива. 98 членов экипажа, из них 80 – рыбообработчики. Остальные 18 – это капитан, штурманская группа, механики, работники камбуза и врач.

С момента постановки первого трала время на траулере словно начинает ускоряться: смена пролетает быстро, еще быстрее проходит время отдыха. Теперь несущественно, который час, ночь за бортом или день. Не сутки по 24 часа, а смены по восемь – вот главный временной ориентир рыбака.

В сутки судовой завод «Иртышска» производит 150 тонн мороженой сельди. Каждая партия свежего улова обязательно проходит контроль качества, за этим следят химики-технологи, которые работают на всех судах Океанрыбфлота. На «Иртышске» за качеством сырца следит Ульяна Воронец.

«Как только рыба поступает на завод, мы оцениваем ее сначала по внешнему виду: смотрим размерный ряд, соотношение самцов и самок, консистенцию, то есть, органолептические показатели, – делится секретами мастерства Ульяна. – Затем делаем экспресс-анализ, определяющий процент жирности. Хочу отметить, что олюторская сельдь – очень жирная, это полезный жир, не пугайтесь. При норме около 12% в олюторской селедке жирность от 16 до 25%. Потому она такая вкусная и сочная».

За качеством выпускаемой продукции внимательно следит помощник капитана по производству Михаил Николаевич Новик. В его ведении вся структуразавода – отделение разделки, сортировки, упаковки, консервный цех, морозильное отделение, – на каждом участке строгий контроль. Ведь если один ошибется или халатно отнесется к работе, может быть забракована вся партия товара, а это потеря заработка и штрафы. Так что тут сплошная круговая порука и бригадный подряд – общая работа, общая ответственность.

«Процесс обработки сельди у нас несложный. После вылова делим по градации, упаковываем, замораживаем, затем укладываем в транспортную тару и отправляем на хранение в морозильные трюмы, – рассказывает Михаил Николаевич. – Когда они забиты рыбопродукцией, идем на перегруз, и вскоре наша сельдь поступает на прилавки магазинов. Я лично гарантирую качество продукции: сельдь олюторская крупная жирная, нежная и вкусная, недаром ее любят не только на Камчатке, но и в России и даже за рубежом наша селедочка хорошо идет. У нас отличный экипаж, опытный капитан, и вообще, в Океанрыбфлоте отличный коллектив, все работают очень грамотно, профессионально. Производственный отдел нас вовремя обеспечивает необходимой документацией, мы спокойно трудимся и чувствуем заинтересованность руководства в нашей работе. Понимаете, чувствуешь защищенность – ты стараешься хорошо работать, и за это получаешь достойную плату. Да и в целом, очень много на предприятии делается для людей».

«Иртышск» в Олюторском заливе не один: то и дело мимо проходят и другие промысловые суда Океанрыбфлота. Сельдь добывают траулеры, заводы которых оборудованы под производство филе сельди, – это «Хотин», «Мыс Олюторский», «Министр Ишков», а также «минтайщик» «XX Съезд ВЛКСМ». Шесть судов компании оборудованы под производство филе сельди и пять под филе минтая, но работать на «заморозке» может любой траулер: заводы универсальны и в течение двух часов могут перестроиться на другой вид производства.

Олюторский залив – это огромная акватория, расположенная между полуостровами Олюторский и Говена, ширина входа составляет 228 километров, а глубина в южных районах достигает тысячи метров. Надо отметить, что эти дальние земли отличаются невероятной красотой. Берега, изрезанные горными хребтами и величавыми заснеженными сопками, притягивают взгляд и заставляют невольно восхищаться суровыми пейзажами Севера. И именно здесь водится самая вкусная в мире селедка, так что скопление промысловых судов в этом квадрате – обычное дело дляосени.

Пока палубная команда ставит новый трал, а судовой завод спешно перерабатывает сырец, на камбузе в прямом смысле «кипит» работа: шеф-повар Владимир Анатольевич Панкрашкин готовит суп с фрикадельками и мясную поджарку с гречневой кашей. Он уже стал легендой на флоте: ходит в море больше 27 лет, сначала поваром, а с 1998 года – шеф-поваром.

«Я встаю каждый день в 6 часов утра. Это уже мой привычный ритм, сразу иду на камбуз, ведь экипаж большой, 98 человек, всех надо вкусно накормить, – рассказывает Владимир Анатольевич, не забывая помешивать суп. – У нас же шестиразовое питание, кроме завтрака, обеда и ужина еще три чая, в том числе в 4 часа утра смену кормим. И надо, чтобы всем хватило и кухня была разнообразной. Снабжение у нас очень хорошее, есть все, что нужно и сколько нужно. За счет компании постоянно отправляют поваров на курсы повышения квалификации. Еще надо учитывать, что у нас люди из разных регионов работают, и мы стараемся учесть их национальные пристрастия в еде: готовим пельмени сибирские, вареники украинские, чахохбили, манты, шашлыки – в общем, стараемся создать атмосферу родного дома, насколько это возможно. И честно скажу, коллектив у нас благодарный. Всегда спасибо скажут. Мы им благодарны за то, что они ловят рыбу и обеспечивают нам заработок, они нам – за вкусную пищу, так и работаем все вместе. Всем нам бывает тяжело. Дом далеко, родных по несколько месяцев не видишь, но что делать, приходится привыкать. На берегу столько не заработаешь».

Рыбаки привыкли встречать праздники в море, но все же главные из них предпочитают отмечать в кругу семьи. «Иртышск» за короткий рейс в один месяц быстро и своевременно освоил выделенную ему тысячу тонн квот на сельдь, успел поработать на добыче минтая и вновь вернулся к вылову сельди по дополнительным квотам, купленным у других рыбодобывающих компаний. Экспедиция была короткой, но успешной.

Старший помощник капитана РС «Иртышск» Артур Шуляк с нескрываемой гордостью сообщил об успехах экипажа: «В этом году промысловая обстановка хорошая, рыба есть, квоты мы успешно освоили и вернемся раньше, чем планировали: до Нового года уже будем в Петропавловске. И это несмотря на то, что мы после ремонта, и пара подъемов всегда не самые удачные – идет настройка промвооружения, запуск завода, обучение людей, но тем не менее мы сразу вышли на максимальные показатели. И шторм не помешал: в целях безопасности мывсегда заранее предупреждаем экипаж, стараемся выбирать оптимальныйкурс, избежать бортовую качку. Наш капитан Владимир Ильич Варшавскийвсегда на мостике, внимательно за всем следит и дает верные и точные команды».

Забив трюмы готовой рыбопродукцией, траулер направился на перегруз к транспортному судну «Геннадий Водолазский». Рефрижератор емкостью трюмов 5 тысяч тонн прибыл в район промысла 26 ноября, через 10 днейпосле отплытия «Иртышска»: к тому времени другие суда уже были готовы к перегрузу. Правда, несколько дней пришлось стоять на якоре в заливе Литке – штормовое предупреждение застало экипаж на переходе, а политика компании принципиальна: на первом месте безопасность мореплавания. Дождавшись хорошей погоды, «Геннадий Водолазский» направился к месту назначения. Наверстать упущенное время было непросто.

«Загрузка была интенсивная, – говорит старший помощник капитана транспортного судна «Геннадий Водолазский» Евгений Анатольевич Нестеренко, – работали на два борта: один траулер отходил – тут же на его место становился другой. 5 пароходов за двое суток, еще и в штормовых условиях – это очень сложно. Спали по 3 часа и снова на смену, пароходы нужно быстро-быстро обработать, разгрузить и отпустить на промысел – такова наша задача».

На три явления можно смотреть вечно – на горящий огонь, бегущую воду и как швартуются пароходы. Траулер подходит медленно, плавно. Матросы на корме и баке обоих судов застыли в боевой готовности. Капитаны с рациями на посту зорко следят за процессом швартовки. Все тихо, спокойно и размеренно… до определенного момента. И вдруг стремительно, лихорадочно начинает все крутиться-вертеться. Одни матросы заводят швартовые концы, другие следят за выборкой якорной цепи, боцман у брашпиля внимательно следит за работой всей команды.

И когда два огромных парохода укрощены и смирно стоят рядом, начинается перегруз. Для экипажа промыслового судна это время отдыха: на время перегруза рыбалка прекращается, орудия лова уложены на палубе, завод замыт. Перегруз длится около суток. За два дня трюмы «Геннадия Водолазского» вместили пять тонн готовой рыбопродукции с пяти судов. Как утверждает капитан транспортного судна Виктор Борисович Смирнов, это – привычный ритм для его людей.

«Экипаж у нас закрепился с первого рейса – «Геннадий Водолазский» в Океанрыбфлоте всего 2 года, но он сразу был отремонтирован и уже влился в строй, – вспоминает капитан. – Ребята у нас ответственные, мало того, что они выполняют свои прямые задачи, они еще и помогают обустроить судно. Здесь хорошо налажен быт и в столовой, и комнате отдыха, у нас 2 спортзала, сауна. Все заняты делом: кто-то делает табуреты, кто-то пишет картины, кто-то мастерит цветники – мы создаем уют и домашнюю атмосферу сами. Недаром, наверное, заявления на отпуск ребята пишут так: «Прошу предоставить отпуск с последующим возвращением». Я и сам долго без моря не могу. Дома посидишь 2–3 месяца, и начинается нервозность какая-то, жена говорит: «Ну все, пора в море. Созрел».

Вместе с капитаном на мостике дежурит его третий помощник Артём Эдуардович Беккерман. Он выбрал свою профессию еще в детстве, любовь к морю у него в генах: дед и отец были моряками-подводниками. Сначала работал матросом. Потом за счет компании отучился в вузе, десять лет ходил в море боцманом. В недалеком будущем планирует стать капитаном транспортного судна.

«Романтика никуда не делась, – говорит он. – Дальние страны, теплые моря, новые лица, новые порты, новые суда – это и есть жизнь. Лично я бы не назвал судно замкнутым пространством, посмотрите – вокруг нас целый компас направлений, мы не одиноки и не беспомощны перед лицом стихии: море само помогает тем, кто любит море. А к шторму надо относиться с уважением».

Освободив свои трюмы, промысловые суда отправились в районы промысла, чтобы выбрать оставшиеся квоты на вылов рыбы. Все они к Новому году должны вернуться в родной порт – такова давняя традиция Океанрыбфлота. Но в начале января они вновь отправятся на промысел. Идальше все по-прежнему: шторм, постановка и выборка трала, обработка сырца, перегруз. За 2019 год Океанрыбфлот произвел 275 тысяч 250 тонн готовой рыбопродукции – 20% от добычи всех рыбопромышленных предприятий края. В этих цифрах тяжелый труд рыбаков, которые вдали от родного дома проводят большую часть жизни и вовсе не считают это подвигом. На таких отчаянных, смелых, работоспособных и мужественных людях и держится Камчатка.

Валентина БОКОВИКОВА, фото автора

Место встречи – Олюторский залив 0Место встречи – Олюторский залив 1Место встречи – Олюторский залив 2Место встречи – Олюторский залив 3Место встречи – Олюторский залив 4
19:40
2868
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...