Наставник Васильев

Наставник Васильев

Открывать нашу рубрику в этот праздничный номер выпало Сергею Анатольевичу Васильеву. Капитан дальнего плавания 15 лет проработал в «Океанрыбфлоте», и именно он на посту старшего государственного инспектора отдела спортивного рыболовства Камчатрыбвода разрабатывал с коллегами первые правила любительского рыболовства

Сергей Анатольевич родился в городе Канске Красноярского края. В его семье никто не был связан с морем. Отец работал шофером, мама — ткачихой, а старшие братья получили профессию строителей. «У нас разве что дядя ходил капитаном по Енисею. Но моим единственным желанием тогда было поскорее начать самостоятельную жизнь вдали от родителей», – говорит Сергей Анатольевич.

Окончив школу, он решил пойти по стопам братьев и подал документы в местный политехнический техникум на специальность «Гражданское строительство». В техникуме Сергей не проходит по конкурсу на эту специальность, а попадает на «Паротурбинные генераторные устройства». «Учусь первый год, и тут ко мне, в Канск, приезжает друг с Камчатки, в морской форме, весь такой красивый и элегантный. Стал рассказывать о море, об училище. Тогда я понял, чего хочу», – говорит мой собеседник.

Так, в 16 лет Сергей Васильев покупает билет до Петропавловска-Камчатского. Полуостров встретил сибиряка не очень радушно. Как вспоминает капитан дальнего плавания, около месяца лил дождь, небо было затянуто тучами, стоял холод. Но непогода не напугала молодого курсанта мореходного училища. «Я знал, куда ехал. Даже первая морская практика, после которой больше половины курсантов отчисляется, не заставила меня вернуться домой. Что интересно, тогда все приезжие поступали на судоводителей, а местные – на механиков. Многие охотно шли учиться на капитанов, хотя мало кто представлял, что это, в сущности, за профессия», – говорит Сергей Васильев.

И все-таки первые годы вдали от дома для юноши оказались испытанием. Как сейчас признается Васильев, он очень скучал и каждые каникулы летал к родителям в Красноярский край. «Мама была рада. С каждым моим прилетом она видела, как я взрослею, что становлюсь более самостоятельным, дисциплинированным. Сам уже гладил, постель заправлял», – говорит он.

Первая морская практика прошла у курсантов на учебно-производственном судне «Пеленгатор». Тогда Васильев понял, что такое море и рыбалка. Но он легко переносил все тягости стихии и условий жизни на судне, в то время как его сокурсники мучились, кто – от первого, кто – от второго. «На следующей практике было больше самостоятельности. Я проходил ее на базе тралового флота. Легендарное предприятие», – вспоминает Васильев.

В 1978 году Сергей Анатольевич оканчивает Петропавловск-Камчатское мореходное училище и с дипломом штурмана малого плавания по распределению попадает на Базу океанического рыболовства (БОР). В должности 4-го помощника капитана на БМРТ «Мыс Курильский» он отправляется в свой первый заграничный рейс в Новую Зеландию. «Я начинал работать в благодатное время. Флот тогда только строился, приходили первые большие пароходы, мы работали по межправительственным соглашениям. Мне удалось поработать с легендарными капитанами тех лет: Кондрашовым, Савицким, Побоковым и даже Теплюковым. Я им очень благодарен», – говорит Сергей Анатольевич.

В 1980-е из всех рыбодобывающих предприятий полуострова только БОР отправляла свои суда за границу. Васильеву удалось побывать в США, Канаде и Сингапуре. «В Канаде мы работали с американскими судами «на приемке». Потом заходили в Ванкувер. Каждый такой рейс – большое впечатление. Мировоззрение менялось. Сами понимаете, какой контраст! И конечно, мы делали заграничные покупки, которых ждали все родные», – говорит мой собеседник.

В 1989 году Сергей Васильев получает диплом капитана дальнего плавания. Первый рейс на БМРТ «Мыс Кроноцкий» для капитана прошел спокойно и без происшествий. «Мы ходили в научный рейс с сотрудником ТИНРО. Делали икорную съемку от Курильского до Берингова проливов. Рейс был несложный: утром ловили, днем обрабатывали. План был поменьше, чем на производственной рыбалке. Попутно делали научную работу», – говорит Сергей Анатольевич.

На мой вопрос, были ли за все время работы внештатные ситуации, курьезные или не очень, Сергей Васильев задумывается. «Была одна. Как-то мы стояли выше Кировского завода на плавбазе «Святой Владимир». Подул сильный ветер, и у нас якорь оборвало на шести смычках. Что интересно, этот якорь мы в итоге поймали. А когда в службе мореплавания прознали о происшествии с якорем, приехали на корабль, смотрят, а у нас и один якорь на месте, и второй. Забавно получилось. Это, наверное, единственный аварийный случай за все время работы в море», – вспоминает Васильев.

В 1994 году Сергей Анатольевич уходит на берег, чтобы побыть с семьей и подрастающими дочерями. В это время он работает в Камчатрыбводе старшим государственным инспектором в отделе спортивного рыболовства. В этот период внедряются лицензии на вылов рыб, а также разрабатываются первые правила любительского и спортивного рыболовства. «Мы утверждали эти правила в ТИНРО, уточняли нормы допустимого вылова, где можно ловить, где нельзя. Это наша заслуга. У нас было очень много инспекторов в летний период и самые высокие показатели работы по всему Дальнему Востоку», – говорит Васильев.

В 2002 году приказом Госкомрыболовства РФ его отмечают знаком «Почетный работник органов рыбоохраны России». А в 2010-м Федеральное агентство по рыболовству награждает Сергея Анатольевича медалью «Ветеран рыбного хозяйства» за «многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие и совершенствование рыбной отрасли».

С 2014 года Сергей Васильев работает в агентирующей компании «Край земли» в должности капитана-наставника. Таких компаний на Камчатке всего три, занимаются они, как правило, разработкой документов СУБ, аудиторскими проверками, аттестацией для рыбодобывающих компаний, а капитаны-наставники вроде Сергея Анатольевича проводят инструктаж по безопасности мореплавания капитанам перед выходом в рейс.

«Знаете, сейчас стало меньше пароходов, зато больше сопроводительных бумаг, — считает мой собеседник. — Флот активно списывают. И, по моему мнению, даже квоты «под киль» не помогут делу. Мы это уже проходили и снова наступим на те же грабли. У нас нет современных судостроительных организаций, а те, которые есть, не могут дать нужного рыбакам. Большой флот устарел, его нужно менять полностью. Малому флоту повезло больше. Взять даже Вилючинскую верфь. Компании, с которыми мы работаем и которые ремонтировали свои суда у них, остались довольны после реновации. Но это опять же малый флот. На тех БМРТ, на которых сейчас работают, я ходил 40 лет назад. О чем тут говорить?»

Яна ГАПОНЮК

19:00
1544
Ольга
04:57
Отличный капитан, прекрасный человек, душа экипажа ходила в море в 1991 весной на приемку краба на БМРТ «Камышин» моя подруга работала буфетчицей Лариса, и я их провожала в рейс.
Загрузка...