«Мэй-дэй» с «Порта Мэй»

«Мэй-дэй» с «Порта Мэй»

Возбуждено уголовное дело по сообщению о невыплате зарплаты морякам транспортного судна из Холмска «Порт Мэй», которое сейчас находится в Петропавловске. В то же время капитан судна сообщил, что его избили. Попробуем разобраться в сложной истории «Порта Мэй».

Один из первых вопросов, которые возникают в связи с этой ситуацией: кто владеет судном «Порт Мэй»? Согласно российскому морскому регистру судоходства, его собственником является иностранная компания – Avangard-5 shippingcompany S.A. из Панамы. Как следует из материалов арбитражного суда, «Порт Мэй» находится в бербоут-чартерном владении ООО «ВИП Строй Холдинг» из Сахалинской области, а это компания передала судно в тайм-чартер ООО «Немиро Лоджистик». При этом в отношении ООО «ВИП Строй Холдинг» было введено внешнее управление (такая процедура предусмотрена в делах о банкротстве, она предусматривает передачу внешнему управляющему руководящих функций на предприятии-должнике).

В апреле 2021 года в суд обратилось АО «Южморрыбфлот», которое является одним из кредиторов «ВИП Строй Холдинга», с требованием наложить арест на «Порт Мэй». Как говорится в заявлении компании, ООО «Немиро Лоджистик» пользуется судном незаконно и безвозмездно, так как срок тайм-чартера истек. Суд не удовлетворил это требование, но постановил наложить арест на средства, поступающие на счет ООО «Немиро Лоджистик».

Как видите, здесь все сложно. В таких запутанных ситуациях почти неотвратимо начинают страдать простые работники.

О том, что часть экипажа «Порта Мэй» жалуется на нарушения своих трудовых прав, стало известно в начале апреля, когда судно совершало рейс из порта Восточный на Камчатку. В обращении членов экипажа в Дальневосточную организацию Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) говорилось не только о долгах по зарплате, но также о критически низком запасе продовольствия, питьевой воды, топлива. По словам моряков, работодатель понуждал их к труду под угрозой увольнения и невыплаты полной заработной платы.

Судно должно было следовать из залива Корфа в Находку. Но 12 апреля ему пришлось по форс-мажорным обстоятельствам зайти в Петропавловск, так как были практически полностью израсходованы судовые запасы. В ночь на 13-е экипаж был вынужден сменить место стоянки, используя остатки дизельного топлива, так как из-за сильного ветра судно стало дрейфовать. После чего капитан Олег Косолапов известил Морспасслужбу о нехватке на борту горючего, необходимого для работы судовых систем.

16 апреля я договорился с ним о встрече, не предполагая, что именно в этот день события на судне примут еще более драматический характер. Когда я подъехал к месту стоянки «Порта Мэй» на причале находились машины «Скорой помощи» и полиции. Позже подъехали сотрудники следственного комитета и СОБР. Как оказалось, капитан сообщил в правоохранительные органы, что на него совершено нападение.

Вместе с врачами и силовиками мне удалось попасть в каюту, где находился капитан. Олег Косолапов рассказал, что на судно поднялись некие граждане, которые назвались представителями судовладельца. Один из них нанес капитану несколько ударов, в том числе в голову. Олег Косолапов знает этого человека, и он тоже присутствовал в каюте во время опроса капитана. Но я его называть пока не буду, так как идут следственные действия.

«Я вчера написал заявление об увольнении. Сегодня утром находился в своей каюте. Услышал стук в дверь. Открываю, стоит капитан: «Меня избили». Я его запустил к себе, закрылся на замок. Вызвали полицию. Потом слышим из-за двери: «Открывай!». Я ответил, что выйду, только когда прибудет полиция», – рассказал мне второй помощник капитана Владимир Васильков, пока врачи осматривали Олега Косолапова.

В тот же день капитан прошел более тщательное обследование в Петропавловск-Камчатской городской поликлинике. Там ему был поставлен диагноз: закрытый перелом в нижней челюсти.

Меж тем Дальневосточное следственное управление на транспорте завершило проверку по жалобе членов экипажа «Порта Мэй». Как сообщили в ведомстве, получены сведения о наличии перед моряками задолженности на сумму свыше 1 млн рублей. Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы).

«Следствием принимаются меры, направленные на погашение образовавшейся задолженности, устанавливаются обстоятельства случившегося», – рассказали в следственном управлении.

По словам председателя ДВРО РПСМ Николая Суханова, профсоюз уже сталкивался в прошлом с хозяином «Порта Мэй» и его хитрыми схемами. Схемы были такие: морякам предлагалось два контракта, один – с отечественной компанией с зарплатой до 17 тысяч рублей, другой – с иностранной с выплатой премии до 2 700 долларов. Причем премия начислялась членам экипажа по желанию судовладельца: он мог заплатить или нет без объяснения причин.

Пока «Порт Мэй» остается в Петропавловске. И вряд ли его выпустят отсюда в ближайшие дни. 13 апреля при проверке судна портовыми властями Петропавловска выявлен целый список недостатков. Вот лишь некоторые из них. Отсутствие левого якоря (утерян во время стоянки на рейде Камчатского залива в результате шквального ветра), нарушение прочности цепи правого якоря. Истек срок проверки спасательных плотов, гидротермокостюмов, станции пожаротушения, огнетушителей. Не работают гирокомпас, аварийный пожарный насос. И плюс к этому, конечно, дефицит судовых припасов. Администрация порта выдала следующее заключение: «Указанные выше несоответствия являются подтверждением того, что судно эксплуатируется с нарушениями требований, предъявляемых к судовому оборудованию, устройствам и снабжению, и представляет угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей, находящихся на борту судна, а также подтверждают несоблюдение требований в области трудовых отношений в морском судоходстве».

Выход из порта возможен только после устранения всех замечаний и оплаты расходов по контрольному осмотру судна. Но когда это случится – большой вопрос.

Надо добавить, что в силу перечисленных обстоятельств судно стало очень уязвимым. При этом имеет большую парусность из-за груза в виде контейнеров, которые стоят в три яруса. В случае ухудшения погодных условий оно вполне может создать чрезвычайную ситуацию.

Наша газета будет следить за дальнейшей судьбой этого судна и его экипажа. Желаем морякам «Порта Мэй» поскорее найти решение своих проблем, добиться справедливости и благополучно вернуться домой.

Кирилл МАРЕНИН.

На фото: «Порт Мэй» – в Петропавловске-Камчатском, 16 апреля. Рядом на причале – машины «Скорой помощи» и полиции. 

Для справки

Судно «Порт Мэй» построено в Турции в 1992 году. Основной тип: генгруз. Длина габаритная – 97.80 м. Ширина габаритная – 17.34 м. Высота борта – 7 м. Осадка – 6.01 м.

«Мэй-дэй» с «Порта Мэй» 0
18:20
3730
Грузчик с порта
17:22

Похожая ситуёвина была с транспортом «Тихон Семушкин». Когда его бросил хозяин и экипаж, он простоял в П-К 5 лет. Здесь вандалы выкрутили медные клапаны из системы охлаждения главной машины, пароход потонул. Очень долго его поднимали, таскали от причала к причалу, потом увели за границу на иголки.

ПыСы. Он был побольше, где-то 120 метров в длину.

Загрузка...