Рисковые парни

Рисковые парни

Пограничные инспекторы идут в море выполнять свою героическую работу без спасжилетов и гидрокостюмов. Такой вывод напрашивается из писем должностных лиц Росрыболовства и погранслужбы.

В конце апреля руководителю Северо-Восточного теруправления Росрыболовства (СВТУ ФАР) А. Христенко пришло любопытное письмо от начальника Отдела по организации госконтроля в сфере охраны морских биологических ресурсов пограничного управления ФСБ по Камчатскому краю (ныне ПУ по Восточному арктическому району) Д. Гинзбурга.

«В целях личной безопасности инспекторского состава ПУ ФСБ России по Камчатскому краю, — значилось в нем, — прошу Вас проинформировать пользователей морских биологических ресурсов о необходимости иметь на борту судов, как транспортных, так и добывающих, дополнительный комплект индивидуальных спасательных средств (спасательный жилет, спасательный гидрокостюм) для инспектора.

Для обеспечения личной безопасности инспекторского состава высадка инспекторов для контроля перегрузов морских биологических ресурсов на суда, где отсутствуют дополнительные индивидуальные спасательные средства, производиться не будет. Данная ситуация может привести к непроизводственному простою таких судов».

Очень заботливое письмо. «Что не так?» – спросите вы. Ведь инспектору без спасжилета никак нельзя. Давайте разбираться.

Я бы в грузчики пошел, пусть меня научат

Первый вопрос, который хочется задать обоим начальникам — что такое «морские биологические ресурсы»? В Законе о рыболовстве такого понятия не найти, зато в первых же его строках дается определение «водным биологическим ресурсам» (общепринятое сокращение — ВБР). Это «рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы…».

Для обывателя разницы нет, как обзовут косяк селедки или нерпу, спешащую по делам под толщей воды. Но чиновники такого уровня, уж извините, обязаны был грамотными.

Последние строки письма Гинзбурга можно смело расценивать как шантаж: раз не купили нам гидрокостюм с жилетом, то и высаживаться к вам не будем. А вы постойте пока без работы. При этом ни одной ссылки на закон или любой другой нормативно-правовой акт здесь нет, а значит, документ не может служить руководством к действию. Однако не для руководителя СВТУ Христенко. Не прошло и месяца, как он, внеся некоторое изменение, разослал «письмо счастья» по флотам.

Изменение состоит в том, что из предложения «высадка инспекторов для контроля перегрузов» вдруг выпало слово «контроль». Таким образом, суровые надзиратели превратились в …грузчиков.

Что же им предстоит перегружать? Вернемся к определению ВБР. Рыб (и прочих морских тварей) можно считать водными биологическими ресурсами, пока они находятся (внимание!) в состоянии естественной свободы. Именно поэтому все рыбаки считают, что перегружают не водные биоресурсы, а продукцию из них.

Извините, но если буквально воспринимать письма двух уважаемых лиц, то инспекторский состав прибудет на пароход для перегруза того, что спокойно плавает в воде, не подозревая о надвигающейся опасности. Понятно, что без гидрокостюма здесь не обойтись. Смешно? Да нет, грустно. Потому что люди, которые берут на себя ответственность остановить работу экипажа на неопределенный срок, что неминуемо повлечет убытки предприятия, должны четко продумывать свои действия. Взвешивать слова. И понимать их смысл.

Вернемся к нашим…жилетам

И вот странные требования легли на столы руководителей рыболовецких предприятий. Многие, хоть и с недоумением, но принялись выполнять волю свыше. Которая, кстати, противоречит сразу нескольким важным нормативным документам.

Если слепо следовать указаниям, может получиться, например, вот что. Пограничный корабль отправляет на рыболовецкое судно шлюпку с инспекторами. Это очень опасно, ведь пограничники без жилетов и гидрокостюмов. Свои они умышленно оставили на корабле. Впереди их ждет непростой подъем по штормтрапу, опять же без спассредств. И лишь того, кто благополучно пройдет этот квест, ждет облачение в средства индивидуальной защиты, специально купленные для них рыбаками. Видимо, это такой бонус. Пока ребята на пути к судну, за их жизнь отвечает командир корабля. Как только началось восхождение по штормтрапу, ответственность автоматически переходит на капитана. Случись что — и кэп загремит в тюрьму… В целях личной безопасности инспекторов их близко нельзя подпускать к борту. С точки зрения Правил техники безопасности на судах рыбной промышленности СССР именно такие действия капитана будут грамотными.

Также письма игнорируют предписания Российского морского регистра судоходства, в котором четко записано: для каждого находящегося на судне человека должен быть предусмотрен спасательный жилет и гидрокостюм. На выходе в море за этим следит Государственный портовый контроль. Правда, в рейсе случается резкий прирост населения, его печальные последствия всем хорошо известны. Инспектор на борту тоже изначально не предусмотрен, на него капитан порта требование не выставлял. Значит, и спассредства ему не положены. Но, как гласит Трудовой кодекс РФ, «работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечить своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты». Так почему бы пограничникам просто не надеть свои жилеты? К празднику берегут, запачкать боятся? А может, нужен лишний повод поиздеваться над рыбаком, оставить судно без работы хоть под каким-то предлогом?

Мелочей не бывает. Особенно в море

Вы спросите: «Почему этим письмам уделяется столько внимания? Если это приказ, то почему столь некомпетентный? Почему не адресован непосредственно флотам? Если личная переписка, то на каком основании она навязывает рыбакам лишние траты?»

Впрочем, такой метод работы российские пограничники демонстрировали не раз. Однажды три безграмотно использованных слова в Законе о госгранице уже принесли миллионные убытки не только рыбакам, но и бюджету Камчатского края. Теперь вот подставили руководителя СВТУ А. Христенко. Впрочем, он в долгу не остался, предложив за это перегружать некие морские биологические ресурсы под водой.

А рыбаки готовы отделаться малой кровью, пойти да купить этот чертов жилет, лишь бы в очередной раз не вызвать огонь пограничников на себя.

Казалось бы, гидрокостюм или тем более спасжилет — вещь недорогая. Но давайте умножим его стоимость на количество пароходов предприятий. А если на судно нагрянет целый отряд «грузчиков»? Как рассчитать необходимое количество спассредств? Не дай Бог, одному не достанется, и судно встало?

Впрочем, зачем вообще тратить лишние деньги на чью-то прихоть? Быть может, в следующий раз руководство решит раскрасить серые будни инспекторов симфоническим оркестром. Это к вопросу об уровне компетенции госструктур, влияющих на главную отрасль Камчатского края.

Быть может, его пора повышать? А пока «Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки» вместе с рыбаками ждет реакции военного прокурора 310 военной прокуратуры гарнизона С. Соколова.

Дарья КОЖЕМЯКА.

16:00
1499
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...