Бедоносец в потёмках

Бедоносец в потёмках

10 лет назад в Авачинской губе чуть не случилась катастрофа. В тот несчастливый день рыбацкий сейнер «въехал» в атомный ракетоносец.

21 сентября 2011 года сейнер «Донец» (ООО «Рыбное»), работавший в режиме прибрежного рыболовства, должен был отправиться в очередной рейс. Около двух часов ночи он покинул причал № 10, расположенный в бухте Моховой. В это время в бухте стоял атомный подводный крейсер «Святой Георгий Победоносец», готовясь к выходу в автономное плавание. От него до берега было меньше мили.

В 2:10 произошло столкновение сейнера-бедоносца и подлодки-победоносца. К счастью, события развивались по самому благоприятному сценарию: произошло только касание корпусов, никто не пострадал.

Как впоследствии сообщали представители ТОФ, после столкновения сейнер обошел субмарину и взял курс на выход из бухты. Командование группировки войск и сил на северо-востоке России приказало закрыть движение судов и рейд в Моховой. Капитану сейнера дали команду стать на якорь. В 2:40 он ее выполнил. На сейнер высадилась досмотровая группа военных моряков. Она обнаружила на корпусе сейнера следы резиновой обшивки подлодки. «Поведение членов экипажа было неадекватным. Подписать двусторонний акт об инциденте капитан судна категорически отказался», – заявлял ТОФ.

Дальнейшая проверка показала, что субмарина получила лишь легкие повреждения: в цистерне главного балласта между корпусами и с внешней стороны борта образовалась трещина.

«Донец» оказался прочнее. Никаких повреждений обшивки корпуса и сварочных швов в районе удара (на глубине 0,4 метра от ватерлинии) у него обнаружено не было.

Как могло произойти столкновение? Члены экипажа сейнера предложили следующую версию. 2-й помощник капитана и вахтенный матрос-рулевой, которые несли ходовую вахту на мостике, не наблюдали никаких обозначающих огней на подводной лодке. Лодка не отражалась на экране радиолокационной станции. Когда рыбаки все-таки увидели субмарину, до нее оставалось 100–150 метров. Рулевому была дана команда «право на борт». Однако, учитывая скорость движения судна (5 узлов в час), избежать касания корпуса не удалось.

Эта версия была опровергнута рыбаками с судна «Кормчий», которое в момент инцидента двигалось встречным курсом. По их словам, на подлодке горел желтый проблесковый огонь. Он просматривался на расстоянии не менее 5 миль. Видимость была полная. Подлодка четко наблюдалась визуально и отображалась на экране РЛС.

Как показали члены экипажа «Святого Георгия Победоносца», они, обнаружив, что сейнер идет на столкновение, пытались связаться с ним по УКВ и произвели отстрел сигнальных ракет, но безрезультатно.

Может, на «Донце» была неисправна аппаратура? Эксперты, осмотрев судно, утверждали, что бортовые средства связи, наблюдения и навигации находились в исправном состоянии.

В итоге следствие пришло к выводу, что причиной инцидента стала ненадлежащая организация вахтенной службы и судовождения на РС «Донец». В частности, на вахту не был выставлен матрос-впередсмотрящий.

Камчатская транспортная прокуратура возбудила в отношении капитана судна административное дело по статье «Нарушение правил плавания». Дело было рассмотрено администрацией морского порта Петропавловска. Капитана признали виновным и оштрафовали на тысячу рублей.

Участники тех событий могут считать 21 сентября 2011 года своим вторым днем рождения. Другие похожие столкновения, которые происходили прежде, вели к гораздо более печальным последствиям. Когда 14 июня 1973 года в заливе Петра Великого атомный подводный ракетоносец К-56 столкнулся с научно-поисковым промысловым судном «Академик Берг», погибли 27 человек. Столкновение в проливе Босфор дизельной подлодки С-178 с сухогрузом 21 октября 1981 года унесло 32 жизни...

Согласно Российскому морскому регистру РС «Донец», сменив владельца, продолжает ударно трудиться на благо Камчатского края. Кстати, 25 июня 2021 года у него был юбилей – 45 лет. А «Святой Георгий Победоносец» в 2020 году был передан на утилизацию.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Справка

РС «Донец» построен в СССР в 1976 году. Порт приписки – Петропавловск-Камчатский. Водоизмещение – 321 т, габаритная длина – 33,97 м, габаритная ширина – 7,09 м, высота борта – 3,65 м, осадка – 2,9 м.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Справка

«Святой Георгий Победоносец» – стратегическая атомная подводная лодка проекта 667БДР «Кальмар». 2 февраля 1977 года зачислена в списки кораблей ВМФ как К-433. Спуск на воду состоялся 20 июня 1980 года.

В августе – октябре 1983 года К-433 с первым экипажем на борту совершил трансарктический подледный переход. При форсировании Чукотского моря дважды столкнулся с крупными льдинами, повредив легкий корпус в районе рубки и ракетной палубы.

3 ноября 1983 года зачислен в 25-ю дивизию 2-й флотилии ПЛ Тихоокеанского флота с базированием в бухте Крашенинникова.

В начале 1990-х готовился к утилизации, но решение было отменено. С февраля 1993 года по июль 2003 года корабль проходил ремонт на ДВЗ «Звезда». С 15 сентября 1998 года носил почетное наименование «Святой Георгий Победоносец».

В сентябре 2003 года осуществил скрытный подводный переход из Приморья на Камчатку. В походе участвовал епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий.

С ноября 2003 года находился в строю в составе 25-й дивизии ПЛ 16-й эскадры ПЛ ТОФ. С 12 июля 2005 года – под попечительством Русской православной церкви.

25 сентября 2008 года ракетоносец посетил президент Дмитрий Медведев.

В 2018 году К-433 выведен из боевого состава подводных лодок Тихоокеанского флота.

Бедоносец в потёмках 0
10:05
1809
А. Б.
18:12

Когда это случилось, нас меньше всего заботили действия пьяненькой ходовой вахты на РС. Ну, выпили ребята чуток… традиция… выход в рейс… А вот где «пинала балду» вахта победоносца-ракетоносца, чем занимались те, кто обязан был обеспечить боевое охранение п/л, что они слышали о противодиверсионных действиях? О чем думали, пока тихоходная фелюга отважно ехала им в борт? Ведь шутки шутками, но находись на фелюге террористы, они могли беспрепятственно превратить победоносца в кучу лома на дне бухты. И помешать им в этом, как оказалось, было просто некому. Вот такая боеготовность на охране рубежей. Конечно, можно было впаять судимость капитану фелюги. Вот только количество разгильдяев в погонах от этого меньше не станет.

Загрузка...