Инвестиционный климат Камчатки: когда же оттепель?
Четыре года назад в Петропавловске появились первые торговые точки сети «41 регион», где нам предложили широкий выбор рыбной продукции без наценок. Вначале этот проект вызывал много надежд и энтузиазма, но со временем того и другого поубавилось
Проект торговой сети зародился в ООО «РПЗ «Сокра». Компания ведет прибрежное рыболовство, производит рыбную продукцию. Создание своей торговой сети стало логичным продолжением бизнеса.
Для рыбаков розничная торговля – неизведанная область. Пришлось многому учиться, но было интересно испытать себя в новом деле. Да и цель благородная – обеспечить камчатский рынок доступной по цене рыбой, потеснив посредников-спекулянтов.
Торговая сеть начиналась с павильонов. Потом им на смену стали приходить магазины, которые предложили покупателям более высокий уровень обслуживания. Сейчас под маркой «41 регион» в Петропавловске работают магазин «Океан» на ул. Тушканова и торговый отдел в магазине «Мелодия» на Садовом переулке, в Елизове – магазин на ул. Магистральной.
Народ сюда потянулся сразу. Торговля шла бойко. Но вот прошло четыре года, а проект все еще не окупил себя. «В лучшем случае работаем в ноль», – говорит гендиректор ООО «РПЗ «Сокра» Андрей Обедин.
За последний год потребитель стал экономным. Правда, охлажденная рыба популярности не потеряла («41 регион» в среднем продает по тонне этого товара за день). Но стоит она дешево, на ней не заработаешь. Основной доход дает продажа дорогостоящей продукции: икры, копченостей. А вот на нее спрос как раз упал.
Впрочем, это прогнозируемый риск. На рынке всегда так: то взлет, то падение. Кризис можно пережить. Но есть факторы, которые рушатся на тебя неожиданно, как кирпичи на голову. Нет от них ни страховки, ни защиты. Они-то и сводят всю работу на нет.
В этом году «Сокра» получила двойной удар. Сначала в отношении директора возбудили уголовное дело за «неисполнение обязанностей налогового агента». Предприятие штурмовал СОБР. Изъятые документы вывозили грузовиками. За это время коллектив так привык к визитам силовиков, что появлением вооруженных людей с криками «Сидеть! Руки на стол!» его уже не напугаешь. Люди стали воспринимать это как обычные будни предпринимательской деятельности.
А что в итоге? Дело прекращено. Претензии сняты. Оказалось, что возникшие проблемы можно было решить мирно, без штурма и обысков. Между тем уголовным преследованием фирме нанесен ущерб, который ей никто не компенсирует.
Второй «сюрприз» прилетел от военных. Дело в том, что основное производство «Сокры» находится в ЗАТО Вилючинск. Рыба на перерабатывающий завод выгружалась в 300 метрах от него – на пирсе в Рыбачьем. Этот пирс военные сами давно забросили. В рабочем состоянии он держался только за счет РПЗ «Сокра». Но летом 2016-го военное руководство без объяснения причин запретило выгружать здесь рыбу.
Это заставило перенести выгрузку за 60 километров от завода. Соответственно, выросли транспортные расходы, а качество сырца упало: попробуй провези рыбу 60 км по жаре. Пришлось отказаться от продажи охлажденной белорыбицы. Сокращение производства и ассортимента привело к временному закрытию нескольких торговых точек, включая «Океан».
«На завод работает четыре МРСа, по 8 членов экипажа на каждом. В такой ситуации самым простым решением было бы приостановить промысел, – говорит Андрей Обедин. – Но мы не могли оставить рыбаков без работы в разгар путины. Это было бы не по-человечески. Пришлось пойти на сокращение вылова. МРС ловит, как минимум, 300 тонн в месяц. Мы поставили задачу ловить не больше 150 тонн, но платили им как за 300. В результате не только не заработали, но и в минус укатились».
Запрет потом как-то сам собой рассосался. Выгрузка сырца вернулась в Рыбачий. Однако восстановить продажу на прежнем уровне и финансовую стабильность предприятия после этих событий тяжело.
Когда история торговой сети «41 регион» только начиналась, инициаторы этого проекта были полны энтузиазма. Они считали, что такое хорошее дело везде найдет поддержку. Но с первых дней они встречают только барьеры. Наверное, ни одна шашлычная в краевом центре не привлекла к себе столько внимания санитарных служб, как магазин «Океан». На рынке летом продают рыбу на улице прямо с прилавка, и никому нет дела. Зато магазин измотают проверками на предмет соблюдения санитарных и прочих норм.
Отдадим должное губернатору и министру рыбного хозяйства края. Они стараются поддержать проект. Но даже они порой бессильны помочь.
Андрей Обедин признается: часто возникает желание свернуть на берегу всю работу. Конечно, жаль потраченных усилий. На базе «Сокры» создана целая группа компаний: завод, торговая сеть, гостиница, рыбный ресторан. Здесь работает уже около 400 человек. Но столько мороки с этим бизнесом! Жизнь стала бы намного проще, если купить тральщик, загнать его в экономзону и оттуда весь сырец грузить за кордон. А «Океан» можно продать тем, кто сегодня диктует цены на городских рынках. Они его с удовольствием купят и будут торговать здесь рыбой втридорога.
Андрей Обедин и его соратники пока не сдались, еще пытаются продвигать новые идеи и проекты, хотя уже без прежнего энтузиазма и азарта.
В 2015 году «Сокра» представила на Восточном экономическом форуме проект перерабатывающего комплекса на территории Петропавловска стоимостью около 10 млн долларов. Интерес к нему проявили южнокорейские инвесторы. Идут переговоры. Но ведь иностранцы еще не знают, в каких условиях здесь выживает бизнес. Если камчатские предприниматели видят все меньше причин остаться в регионе, захочет ли сюда прийти иностранный инвестор?
Кирилл МАРЕНИН