Мехзавод, мы тебя не забыли

Мехзавод, мы тебя не забыли

25 декабря Петропавловскому судоремонтно-механическому заводу (ПСРМЗ) исполнилось бы 90 лет. И хотя такого предприятия уже не существует, история судоремонта на Озерновской Косе продолжается.

25 декабря 1931 года на Озерновской Косе начали работу механические мастерские Акционерного Камчатского общества, положившие начало ПСРМЗ. Их главной задачей стало изготовление деталей судовых механизмов и запчастей. Тогда это было маломощное хозяйство, работавшее на изношенном оборудовании.

12 августа 1946 года предприятие было переименовано в механический завод. Оно уже крепче стояло на ногах, а его работа не ограничивалась ремонтом флота и производством судового оборудования. В 1940–1950-х годах завод серийно выпускал рыборазделочные и посольные станки. В 1961 году здесь были разработаны машины для производства банок и крышек к ним.

В 1977 году ПСРМЗ вошел в состав Дальневосточного производственного судоремонтного объединения «Петропавловская судоверфь им. В. И. Ленина». С этого времени начались, пожалуй, лучшие годы в его истории. А потом настали 1990-е.

В 1992 году завод был акционирован, учредителем стал комитет по управлению госимущества Камчатской области. Дальнейшая его судьба складывалась печально, как и судьбы многих других предприятий, созданных в советское время.

В 1998 году, когда финансовое состояние ОАО «ПСРМЗ» сильно пошатнулось, суд ввел на заводе внешнее управление. Спустя два года завод был признан банкротом, здесь началось конкурсное производство, после которого предприятия редко выживают. Внешним, а потом конкурсным управляющим заводом стал Александр Лельчук.

Как вспоминает Александр Павлович, на предприятии в тот момент трудилось около 400 человек. Помимо цехов и причалов оно располагало своим жилфондом, рабочим общежитием, огромной столовой в отдельном здании, здравпунктом, базой складов. Под его шефством находился детский дом.

Внешнее благополучие было обманчивым. Кредиторская задолженность неумолимо тянула завод на дно. Долги были по зарплате, взносам в пенсионный фонд, налогам и т. д. Доходы ПСРМЗ формировались из поступлений от предприятий, суда которых ремонтировались на заводе. Но заказчикам не хватало средств оплачивать эти услуги. Никто в руководстве завода, города и области не знал, как решить эту проблему.

«Генеральный директор ОАО «ПСРМЗ» Анатолий Александрович Щукин был замечательным руководителем, судоремонтником. Он вырос как специалист на этом заводе и выстроил его. В отличие от многих обанкротившихся предприятий, мехзавод не был разворован и растаскан по закромам. Но восстановить его платежеспособность было уже невозможно. Когда суд ввел на предприятии внешнее управление, это дало нам время, чтобы сделать шаги по спасению производства. Шаги были такие. Во-первых, в каждом цеху создается ООО во главе с начальником цеха и участием работников цеха. Во-вторых, каждое ООО заключает с заводом договор аренды цеха, станков и инструмента с правом выкупа арендованного имущества. В-третьих, арендная плата идет на уплату задолженности по зарплате. В-четвертых, как только стоимость имущества цеха будет выплачена, цех со станками и инструментами переходит в собственность соответствующего ООО. Потом эти ООО-шки объединились в холдинг, и получился ООО «ПСРМЗ-Причал», – рассказывает Александр Лельчук.

Такой вариант устраивал не всех, в том числе и в администрации области. Тогдашний вице-губернатор и председатель областного комитета по управлению госимуществом Алексей Котляр выступал за то, чтобы полностью снести завод, а на его территории построить парковую зону, игровые площадки, кафе и клубы. Возможно, эта идея была не так уж плоха. Но она грозила лишить большой коллектив работы и надежды на будущее. Сохранить людям рабочие места тогда было более справедливым решением.
«Когда все цеха были выкуплены своими же работниками, я доложил вице-губернатору, что снести завод не получится, поскольку у каждого цеха теперь есть официальный собственник. 31 января 2002 года суд закрыл процедуру банкротства. На прощальном вечере я сказал: «Время неумолимо. Меняются губернаторы и президенты, а судоремонтный завод стоял и стоять будет». Надеюсь, что те мои слова и сейчас в силе», – завершает свой рассказ Александр Лельчук.

Сегодня на мехзаводе по-прежнему кипит работа. Правда, ООО «ПСРМЗ-Причал» прекратило свое существование в 2019 году, теперь на этой территории ведет свою деятельность База технического обслуживания Океанрыбфлота, которая выполняет практически все судоремонтные работы. Так что история судоремонта на Озерновской Косе продолжается, и многие горожане еще долго будут звать этот участок города «мехзаводом».

Алексей ПЛАТОНОВ.

Фото из архива Камчатгипрорыбпрома. 

03:20
1234
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...