Когда политики бессильны…

Когда политики бессильны…

В декабре 2017 года наш земляк, руководитель общественной организации «Камчатский центр спортивного зимнего плавания и закаливания» и председатель национально-культурной автономии украинцев Камчатки Виктор Годлевский принял участие в VII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», состоявшемся в Санкт-Петербурге.

По возвращении с форума Виктор рассказал самую настоящую рождественскую историю. Ни много ни мало – о культурном воссоединении Америки и России. О том, как народная дипломатия и вера побеждают там, где бессильны политики. Но главный морж Камчатки на этом не успокоился. Сейчас он готовит новую экспедицию – заплыв на остров Хоккайдо в рамках Года Японии в России.

Семеро русских

На форуме в Санкт-Петербурге Виктор Годлевский вместе со своим другом и соратником Александром Брылиным, председателем Всероссийской федерации холодового плавания, выступали в секции «Историческое и культурное наследие Русской Арктики». Докладчики один за другим покидали трибуну после очередных выступлений, и лишь доклад Годлевского «Путь святителя Иннокентия взглядом современника» с демонстрацией собственного отснятого в паломничестве фильма вызвал аплодисменты всего зала.

А дело было так.

– Когда мы с Сашей Брылиным готовились к очередному заплыву между островами Берингова пролива, моя жена Оля случайно наткнулась в интернете на информацию о юбилее святителя Иннокентия, со дня рождения которого 26 августа исполнилось 220 лет, – рассказывает Виктор Александрович. – Этот человек был первым камчатским епископом в 1851–1853 годах. 40 лет назад его канонизировали.

Мы стали изучать биографию святого, и она меня поразила. Святитель Иннокентий (в миру Иван Попов-Вениаминов) родился 26 августа 1797 года в отдаленном селе Анга Иркутской губернии. Это был человек из бедной семьи священников, он прошел путь от сельского приходского священника Иркутской епархии до кафедры московских святителей. В 1823 году был отправлен на Аляску в качестве миссионера и 45 лет отдал делу просвещения народов Якутии, Хабаровского края, Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки. Таким образом он объединил своей духовной и просветительской деятельностью регионы Сибири и Дальнего Востока.

До революции Иннокентий был знаменит во всей России как крупный ученый-натуралист, миссионер, мореплаватель, строитель и художник. Он – первый православный епископ Камчатки, Якутии, Приамурья, апостол Сибири и Северной Америки, затем ставший митрополитом Московским и Коломенским, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьева-Амурского в освоении Дальнего Востока.А для простых людей он стал пастырем человеческих душ.

Он крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы, составил грамматику, первый словарь алеутского языка и перевел на него Библию, а также множество священных писаний. Кроме того, Иннокентий владел различными ремеслами – столярным, плотничным, кузнечным, чему и обучал местное население. В 1977 году Русской православной церковью он был причислен к лику святых, а Православной церковью в Америке к лику святителей как апостол Сибири и Америки.

Я связался с Сашей Брылиным, рассказал ему о нашей задумке. Саша загорелся идеей и сказал: «Давай будем делать проект «По пути святителя Иннокентия»!

Так и родилась международная историческая, духовно-просветительская, спортивно-патриотическая эстафета «По пути святителя Иннокентия (Вениаминова) – объединяем континенты», приуроченная к 220-летию со дня рождения святителя и 40-летию его канонизации.

Собрали мы команду из семерых человек – пловцов-экстремалов из Сибири, Якутии, с Камчатки (я был единственным представителем нашего полуострова). Был, правда, среди нас один китаец и еще двое священнослужителей, но все равно нас называли «семеро русских».

Чудесная икона

Началось все 7 мая в селе Анга. Поехал туда Александр Брылин. Местными любителями зимнего плавания при поддержке администрации Иркутской области была организована панихида, молебен и крестный ход. Затем – символический заплыв с хоругвями по Ангаре на 220 метров. Это привлекло внимание общественности, в том числе иностранных граждан. Потом акция переместилась в Якутск, затем – в Благовещенск, где провели большую массовую акцию с велосипедистами, бегунами и заплывом по реке Амур, это было уже в июне.

10 августа эстафету приняла Камчатка. К этой дате архиепископом Камчатским и Петропавловским владыкой Артемием была написана икона с образом святителя Иннокентия, в которой находились его мощи.

– На Камчатке мы совершили молебен в козыревском храме, построенном в 2017 году в честь святителя Иннокентия, прошли крестным ходом вместе с местными прихожанами к реке Камчатке, совершили заплыв на 220 метров. Я плыл, держа в руках икону святителяс мощами.

Следующим этапом эстафеты стала Озерновская коса в Авачинской губе в центре Петропавловска-Камчатского. После богослужения, организованного Камчатской епархией в память о святителе Иннокентии, мы совершили очередной заплыв, и я снова держал икону в руках.

Дальше путь экспедиции пролегал уже на Аляску в места служения святителя. Первым местом остановки стал город Анкоридж. Там тоже есть собор святителя Иннокентия, именно его настоятелю епископу Давиду и была предназначена в дар икона с мощами.

Когда владыка Давид, епископ Аляскинский и Алеутский, прочитал табличку: «От владыки Артемия и Русской православной церкви – зарубежной православной церкви, для православных людей Аляски» – плакал на наших глазах и целовал эту икону. Я сказал: «Владыко, мы хотим с этой иконой пройти дальше по Аляске по пути святителя Иннокентия. Благословите нас!» И Давид нас благословил.

Полетели мы в город Ситку (бывший Ново-Архангельск), первое место служения святителя, где он провел пять лет. В те времена Аляска еще была русской.

Икону нашу установили в центральном приделе храма Архангела Михаила. Когда люди узнали о том, что из России привезли икону с мощами святителя Иннокентия, началось настоящее паломничество. Город Ситка – туристический, там проходят океанические круизные лайнеры с туристами, и в то время было много русских из Нью-Йорка. Они приходили в храм, чтобы приложиться к святыне. Нам было очень приятно: мы чувствовали себя посланниками, миссионерами.

Разбудившие Аляску

– По прибытии на Аляску сам по себе родился другой статус нашей экспедиции – статус «народной дипломатии». Мы ходили с российским флагом, нас всюду узнавали, люди подходили, просили сфотографироваться вместе. Мы привлекли внимание плаванием в холодной воде: многие люди приходили посмотреть на то, как русские плывут в ледяной воде с хоругвями. Оказалось, что на Аляске святителя Иннокентия многие знают и любят.

В Ситке мы организовали заплыв на 2 км с местной командой любителей зимнего плавания – клубом «Барракуда», чем привлекли внимание местного населения и СМИ, нам даже организовали пресс-конференцию в ресторане.

Затем путь экспедиции продолжился на остров Уналашка, где святитель Иннокентий прослужил более 10 лет. Команду встретили в аэропорту местные прихожане во главе с настоятелем православного храма Вознесения Господня, алеутом по национальности, отцом Иваном.

Икона по многочисленным просьбам прихожан на 5 дней была оставлена в этом храме, который Иннокентий построил собственноручно. И вот там случилось неординарное событие. Отец Иван попросил икону на ночь к себе домой: у него болели дети. Наутро дети встали здоровыми, как ничего и не было! После богослужений в Старой гавани мы провели два заплыва на 1 000 и 2 500 м при температуре воды +7 градусов, чем вызвали восторг и удивление местного населения. Когда через 5 дней мы пришли в храм забирать икону, он был полон людей: все пришли с ней прощаться. Люди стояли на коленях и плакали навзрыд!

После официальной встречи с мэром Уналашки Фрэнком Келти мы вылетели обратно в Анкоридж, где в торжественной обстановке в соборе Святителя Иннокентия передали икону святителя с мощами епископу Аляскинскому и Ситкинскому на вечное хранение.

Везде, где были, мы рассказывали о нашей миссии. Когда возвращались с Аляски, радио, телевидение и газеты сообщали, что пятеро русских пловцов и два священника разбудили Аляску.

– Виктор, расскажите, какие еще моменты экспедиции на Аляску произвели на вас особенное впечатление.

– Однажды в Анкоридже мы зашли в русскую столовую пообедать. Услышав русскую речь, к нам подошел мужчина, спросил, кто мы и откуда. Удивился и пригласил зайти к нему в офис на 10 этаж огромного 16-этажного здания. Михаил оказался директором крупной компании, которая занимается поставкой топлива на Алеутские острова. Когда мы зашли в офис, все сотрудники – а это был совет директоров – встали и начали нам аплодировать. Затем Михаил проводил нас в свой кабинет и, как та золотая рыбка, предложил: просите все, что вам нужно. Я не стал стесняться и сказал, что нужен катер сопровождения для заплыва между островами, гостиница, трансфер и переводчик. «И все?» – спросил Михаил. «Все!» – «Хорошо!» На следующий день мы улетали в Уналашку на Алеутские острова. И все, что я просил, нам предоставили бесплатно.

Еще один момент был, когда мы прилетели в Датч-Харбор, рядом с Уналашкой. Выходим в зал ожидания – а у меня в руках была открытая икона – и я буквально остолбенел: зал был полон людей и впереди всех стоял священник, настоятель храма Святителя Иннокентия. Держу в руках икону, а люди к ней идут, прикладываются, плачут… Стою, всего колотит – я же не настолько воцерковленный человек, чтобы принимать такое паломничество! Думал, что это прихожане. Оказалось, нет! Просто пассажиры, которые должны были лететь с Уналашки в Анкоридж. Представьте себе: самолет задержали на 40 минут, чтобы американцы смогли приложиться к иконе святителя Иннокентия!

Вот я сейчас рассказываю – и мурашки по коже. Когда я плавал с этой иконой, держа ее в руке над головой, – она давала мне силы. Мы с ней общались! Как с фотографией любимого, родного человека, когда высшие силы подсказывают тебе, как быть. Вот здесь такая же была ситуация. Мы каждый день не знали, что будет завтра, трудностей с организацией нашей самодеятельной акции хватало. Вдруг, откуда ни возьмись, появлялись люди, подходили, предлагали помощь, и все решалось само собой! Например, после службы в храме в Уналашке и обеда у священника пошли оформляться в гостиницу. Подходим к администратору, протягиваем деньги, а нам говорят: «У вас уже оплачено проживание за пять дней!» Кто это сделал – мы так и не узнали. И много всего такого было. Однажды после заплыва нас прямо в плавках пригласили в очередной офис и подарили меховые куртки и шапки каждому по размеру. А чтобы пригласить нас на обед или на ужин в ресторан, люди буквально в очередь стояли!

Мэр города Уналашка – побратима нашего Петропавловска-Камчатского – подарил нам символический ключ от города и написал благодарственное письмо нашему губернатору, в котором сказано, что мы совершили очень важную миссию не только для наших городов и регионов, но и в целом для двух стран, России и Америки.

Навстречу солнцу и дружбе

– Насколько я вас знаю, вы ведь на этом не остановитесь?

– Знаете, о чем я подумал, вернувшись из экспедиции? Памятники святителю Иннокентию есть в Иркутске, Якутске, Благовещенске и Магадане, но нет на Камчатке и Аляске. У меня возникла идея установить памятник святому на Камчатке.

Приглашение на арктический форум в Санкт-Петербург нам с Сашей Брылиным Чилингаров прислал официально, через губернатора. После выступления и участия в заседаниях секций мы встретились с Артуром Николаевичем, и он сказал: «Ребята, вы делаете очень важное дело, и вам на этом не нужно останавливаться!»

Сегодня мы готовим программу организации Фонда святителя Иннокентия. Это намерение уже благословил владыка Артемий. Это будет фонд для сбора средств по установке памятника святителю на Камчатке.

Будучи проездом в Москве, я созвонился с Российской академией живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова, встретился с доцентом кафедры скульптуры Андреем Григорьевичем Плиевым, который ваял памятник святителю Иннокентию в Магадане. Мы подписали соглашение о намерении. Это первый необходимый документ из тех, которые предстоит собрать.

– Где планируете установку памятника?

– Хотелось бы напротив морвокзала, но это все еще предстоит согласовать. Ориентировочная дата установки – к 225-летию святого, через пять лет. И второй памятник задумали в Уналашке, но там сбором средств будет заниматься американская сторона, она готова предоставить и самолет для вывоза памятника.

Кстати, по нашему приезде в храме Святой Живоначальной Троицы была отслужена благодарственная торжественная литургия, где вместе с нами была и делегация алеутов, через Камчатку летевшая в Москву. Двое священников делегации приняли участие в литургии вместе с нашими священнослужителями. Алеуты были просто в восторге: «Мы открыли Россию через Камчатку!»

– Поделитесь последними новостями насчет культурного объединения русских и японцев?

– Ну вы же знаете, что 2018 год – перекрестный для двух народов, это Год Японии в России и Год России в Японии, об этом министерства культуры двух стран договорились еще в 2016 году во время визита нашего президента в Страну восходящего солнца.Мы уже начали готовить заплыв на о. Хоккайдо, который планируем совершить в июле – августе этого года. Кстати, наша экспедиция называется «Навстречу солнцу и дружбе, от березки до сакуры, по пути святителя Николая». Ведь святитель Иннокентий был в Японии и благословил на службу Николая Японского, в 2020 году будет 50 лет его канонизации.

Татьяна БОЕВА

Кстати

– Выражаю огромную благодарность на страницах газеты всем неравнодушным людям, которые помогли осуществить задуманную экспедицию. Спасибо Правительству Камчатского края, которое оплатило мне перелет с Камчатки на Аляску и обратно, гендиректору рыболовецкого колхоза имени Ленина Сергею Борисовичу Тарусову, его заместителю Виктору Петровичу Сидорову, гендиректору «Океанрыбфлота» Евгению Аликовичу Новоселову, директору Петропавловского молокозавода Василию Ивановичу Милованову и частному предпринимателю Олегу Вячеславовичу Глазунову, которые поделились своими личными сбережениями.

На деньги спонсоров мы изготовили 220 памятных медалей с изображением бюста святителя Иннокентия, металлические пластины-доски с картой пути святого и другую сувенирную продукцию, которую дарили американцам, – сказал Виктор Годлевский.

19:00
923
Юра Хмарский
02:12
Витя, ты Молодчина! Жаль, что до этого не додумался Гребенкин в 91-м.
Виктор
15:20
Юра привет! Ты где сейчас? Прошу отзовись на мой mail
Загрузка...