«Ограничения нужны в том числе на жареную рыбу»

7 августа руководитель ФАР Илья Шестаков во время визита в Астрахань провел совещание, где обсуждалось регулирование спортивно-любительского рыболовства. Прозвучал ряд предложений, которые вызвали резонанс в среде рыбаков-любителей, а это почти 30 млн граждан России.
«Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков предложил установить запрет на дальнейшее коммерческое использование уловов любительского рыболовства.
«Ввести четкое ограничение для рыбаков-любителей, но при этом законодательно посмотреть и разрешить для индивидуальных предпринимателей, так скажем, по патентному заявлению осуществление коммерческой деятельности, возможно, с введением нового вида квот», — озвучил глава федерального агентства точку зрения ведомства властям региона.
Как сообщает корреспондент Fishnews, пока этот вопрос находится в стадии обсуждения, однако регулятор настроен ввести продажу любительских уловов в законодательную рамку.
«Если ты рыбак-любитель, то можешь ловить для себя, для пропитания, просто для удовольствия. При этом если ты хочешь реализовывать, то через патентное право, то есть ты можешь купить патент и заниматься коммерческой деятельностью как малый предприниматель», – заявил журналистам Илья Шестаков». (fishnews.ru)
Казалось бы, вполне логично, и давно пора это сделать. Возразить тут особо нечего, если бы не следующее заявление:
«Глава федерального агентства отметил, что один из актуальных вопросов сейчас – контроль за соблюдением норм суточного вылова, когда рыбаки находятся на водоеме более суток. В таких случаях инспекторам проблематично точно определить временной период рыбалки и допустимый улов.
Илья Шестаков рассказал, что правила рыболовства для Волжско-Каспийского бассейна решено дополнить еще одной мерой. Это запрет на хранение, транспортировку уловов в свежем или переработанном виде в объеме более двух суточных норм на человека. Кроме того, Росрыболовство поддерживает предложение региона — ограничить перемещение рыбной продукции без сопроводительных ветеринарных документов. Ветсерификат, по словам руководителя ведомства, объяснит источник происхождения продукции.
Как сообщили Fishnews в пресс-службе ФАР, в настоящее время при обнаружении в машине более 50 кг рыбы без ветеринарных документов, подтверждающих происхождение рыбной продукции, предусматривается привлечение к административной ответственности.
«Продукция в таком количестве может нести уже ветеринарную угрозу. Поэтому наличие необходимой справки позволит контролировать законность происхождения продукции», – подчеркнул Илья Шестаков.
По его словам, необходимо рассмотреть введение соответствующего ограничения на транспортировку продукции рыбаками-любителями». (fishnews.ru)
На первый взгляд тоже вполне логично и оправданно для сохранения ресурса и предотвращения скрытого браконьерства, но это если рассматривать данную инициативу от предложения ввести патенты. А вот если взять оба эти предложения сразу, то возникает ощущение: что-то тут не так.
А не так тут то, что опять ущемляется рыболов-любитель, который ловит рыбу для себя, для собственного пропитания, зато дополнительные преференции предоставляются бизнесу: иными словами, тем, кто ловит на продажу.
***
Представьте себе следующую ситуацию.
Есть некий водоем, в котором водится некая рыба. Эту рыбу вылавливают промышленники (на продажу), рыболовы-любители (для собственного потребления – на еду) и ушлые барыги под видом любительского рыболовства (на продажу).
Чтобы не выловили всю рыбу, для промышленников установлены квоты, а для любителей нормы вылова. Вроде все правильно, и если эта система работает, то рыба в водоеме не исчезнет.
Но возникает проблема с барыгами, которые под видом любительского рыболовства занимаются нелегальным бизнесом. Сколько они ловят, никем не контролируется и не учитывается при определении квот промыслу и норм для любителей. В результате есть реальная опасность того, что рыба будет выловлена вся.
На многочисленных совещаниях никак не удается решить, как же разделить рыболовов-любителей на тех, кто ловит для себя, и на тех, для кого рыбалка стала источником дохода. При этом на многолетние мольбы честных рыбаков-любителей, которые просят власти закрыть скупки и запретить продажу браконьерской добычи на рынках, никто не обращает внимание. Это же очень сложно, это работать надо, а работать то некому.
И вот, наконец, 7 августа на совещании в Астрахани нашли решение: надо ввести патенты. Хочешь продавать – покупай патент, лови и торгуй. Идея правильная. Но как быть с заявлением про суточные нормы вылова и транспортировку уловов?
Получается, что теперь ушлые барыги, которые под видом любительского рыболовства ловили на продажу, стали «в законе», а к промысловым объемам вылова добавился объем вылова по патентам.
А как быть с устойчивым рыболовством? Рыбы хватит на всех или будет уменьшен объем вылова для промысла, чтобы наделить объемами «патентщиков»?
***
Следующий вопрос – это вопрос о справедливости в отношении рыбаков-любителей, которые ловят только себе на еду и не станут покупать патенты.
Получается, что установленные для них нормы вылова, это уже нормы потребления. А, значит, нормы вылова ограничат гражданам потребление рыбы. И если гражданин выловит и съест столько, сколько положено по нормам вылова, но захочет съесть еще, то остальное он должен будет купить у «патентщиков» или промысловиков.
Заготовить нужный объем для себя он тоже не может, поскольку ему устанавливается «запрет на хранение, транспортировку уловов в свежем или переработанном виде в объеме более двух суточных норм на человека».
Как-то странно это выглядит. Взял человек отпуск, приехал на водоем на неделю, но заготовить для собственного потребления рыбу не может. Сидеть на берегу и съедать каждый день по две выловленных нормы ему можно, а забрать с собой более двух выловленных норм – нет.
Почему? Потому что рыбы в водоеме на всех не хватит? Так там же еще ловят промысловики и «патентщики». Почему в приоритете – они, а не человек, который ловит сам, чтобы обеспечить себя пищей? Разве сравнимы объемы промысла и объемы заготовки для собственного потребления?
Тем, кто захочет возразить, напомню, что рыболовов мы разделили: те, кто ловит не для себя, должны будут купить патенты, и для них отдельные нормы вылова.
Так с какой же целью после разделения рыбаков-любителей на собственно рыболов-любителей и коммерсантов для первых остаются нормы вылова, а также вводится запрет перевозки и хранения? Чтобы человек не смог сам себе добывать пищу, а покупал ее у посредников, у бизнеса? Или опять только для того, чтобы контролерам было удобно работать? Чтобы они опять не контролировали легальность продаваемого на рынках и наличие патентов у продавцов, а просто штрафовали тех, у кого на столе, на сковородке оказалась лишняя рыба?
Похоже, что именно так, и об этом недвусмысленно было сказано в Астрахани 7 августа:
«На совещании отметили, что любительские уловы не всегда употребляются в пищу в том же регионе, что и требует введения ограничений. Рыбная продукция на месте вылова может замораживаться, коптиться, обрабатываться иным образом – соответственно, ограничения нужны разные. В том числе на жареную рыбу, которая в дальнейшем может оказаться не только на столе самого рыбака, но и в продаже». (vktu.ru)
Печально, однако.
Опять крайним окажется простой рыболов-любитель, который ловит для собственного потребления. О сохранении ресурсов и устойчивом рыболовстве здесь и речи не идет.
Опять хотели как лучше, а получится как всегда? А, может, и не хотели вовсе?
Сергей СЕРЕБРЯКОВ,
рыболов-любитель с полувековым стажем.