Владимир Солодов: Мастер-план вернёт былое значение центру Петропавловска

Владимир Солодов: Мастер-план вернёт былое значение центру Петропавловска

«Не всем суждено родиться и жить в Ленинграде, Москве, Суздале. Мы живем в Петропавловске. Но это не значит, что облик нашего города, его архитектура не влияют на нас, не создают настроения. Немало отрицательных эмоций вызывают многие строения, целые кварталы – безвкусные, аляповатые, созданные без ума и сердца или вовсе без архитектурного вмешательства», – это сказано не сегодня, а 40 лет назад.

Так начиналась статья Александра Клячко «Зодчие» в «Камчатской правде». В ней автор пытался объяснить, почему Петропавловск так неказист на вид. Архитекторы здесь работали сильные. Генплан для города готовил один из ведущих проектных институтов СССР – Ленгипрогор. Но было много «но»: отсталая строительная база, низкая культура строительства, прижимистость заказчиков и т. д. Из-за этих проблем приходилось откладывать вопросы благоустройства и комфорта горожан на потом.

Сегодня у Петропавловска, наконец, есть стратегический документ, в котором задача создать комфортную городскую среду стоит не на десятом, а на первом месте. Это мастер-план. Финансирование на его воплощение предусмотрено неслабое – 200 млрд рублей до 2030 года. А начнется все с центра города.

О том, какие перемены мы скоро увидим в центральной части Петропавловска, нам рассказал губернатор Владимир Солодов.

– Владимир Викторович, у каждого города должен быть генеральный план. И у Петропавловска он есть. Зачем мастер-план, если есть генплан?

– На мой взгляд, генеральные планы теряют свое первоначальное значение. Сегодня генплан Петропавловска скорее фиксирует сложившееся положение, чем задает векторы развития. А городу нужна стратегия. Для Петропавловска это имеет большее значение, чем для многих других городов, так как здесь высока концентрация населения региона. В краевом центре живет более половины камчатцев.

Мастер-план – новое направление стратегического планирования. Он не отменяет генеральный план, но в нем заложены принципиально новые идеи, которых нет в существующем генплане. Он позволит нам использовать два главных преимущества Петропавловска – его природу и историю. Мы сделаем более доступными для людей природные достопримечательности города. Его историческое наследие будет отражено в городской среде в большей степени, чем сейчас.

Кроме того, мастер-план вернет былое значение центру Петропавловска. Если раньше развитие в основном шло в районах, удаленных от центра, то сейчас планируем начать реновацию именно с этой части города.

Мастер-план – это и важный коммуникационный механизм. Он говорит с горожанами на понятном для них языке, создает возможность обратной связи и участия всех жителей в формировании городской среды.

Еще одно преимущество мастер-плана в том, что он учитывает формирование единой агломерации Петропавловск-Камчатский – Елизово – Вилючинск. Он позволяет планировать будущее не только краевого центра, но и соседних городов и территорий между ними.

– Утверждается, что задача мастер-плана – вынести промышленность из центра города. В центре находится три крупных промышленных предприятия – порт, хладокомбинат и производственная база «Океанрыбфлота». Трудно поверить, что можно «переселить» их в другие районы.

– Я не говорил, что надо выносить всю промышленность из центра Петропавловска. В мастер-плане такого тезиса тоже нет. Мы видим проблему в другом. Многие участки в центре города, выигрышные своей близостью к памятникам природы, заняты промышленной застройкой. В центре города существует смешение объектов промышленного, жилого и общественного назначения. Такая чересполосица неудобна для предпринимателей, некомфортна для горожан. Эту проблему мы и будем решать.

Могу точно сказать, что территория, прилегающая к «Фрезе», полностью утратит свое промышленное назначение. Кроме того, нам предстоит перенести из центра города два холодильных склада, которые расположены рядом с морским вокзалом. Один из них является аммиачным, он построен по устаревшим технологиям. Соседство с ним небезопасно для окружающей инфраструктуры. Мы эти планы увязываем со строительством новых холодильных мощностей в других районах города, поэтому рыбаки не останутся без услуг хранения продукции.

Обслуживание судов «Океанрыбфлота» на причале мехзавода будет продолжено. Да, здесь есть противоречие с мастер-планом, но мы понимаем, что значимость этого места для рыбной отрасли велика. Отмечу, что «Океанрыбфлот» готовит планы по реконструкции своей базы. Предполагается передать городу часть промышленной территории, прилегающей к набережной. Она станет доступной для горожан.

Часть территории мехзавода, где сегодня расположены заброшенные здания, гаражи и другие технические объекты, нам предстоит привести в порядок, согласовав это с планом благоустройства Култучного озера.

Самый острый вопрос – куда перенести перевалку угля и металлолома с мыса Сигнального? Есть несколько возможных решений. Мы их обсуждаем.

– Необходимость перенести перегрузку угля из центра города обсуждалась еще во времена СССР. Тогда единственной альтернативой считалась бухта Моховая. ФГУП «Нацрыбресурс», которое является оператором причалов в Моховой, согласно принять эти грузы?

– С этим предприятием мы данный вопрос еще не обсуждали, но сегодня Моховая – не единственный вариант, есть и другие. Важно, что предприниматели, которые занимаются перевалкой угля и металлолома, смогут продолжить свою деятельность при любом варианте.

– Вы сказали, что мощности хладокомбината переведут из центра города. У этого предприятия есть частный владелец. Он согласен на переезд?

– С ним ведутся переговоры.

– Планируется создать пешеходную зону вокруг ковша – акватории бывшего рыбного порта. Это невозможно сделать, пока в краевую собственность не перейдут все причалы ковша. Сейчас в региональной собственности – только причал № 4, который наш край купил вместе с остальным имуществом завода «Фреза». Когда к нему перейдут остальные причальные сооружения?

– Решение передать краю эти причалы Правительство РФ приняло еще в 2016 году. По разным причинам оно не выполнялось. Дело сдвинулось осенью 2023 года, когда состоялось правительственное совещание по этому вопросу. На сегодня мы получили почти все согласования, которые необходимы для передачи причалов региону.

Когда край примет их в свою собственность, здесь будет сохранена стоянка маломерных судов, а обслуживание судов рыбной промышленности, стоянка крупного флота будут прекращены. Сейчас объемы этой деятельности столь малы, что ее прекращение не нанесет экономике края какого-либо вреда, зато это позволит вывести причалы из периметра транспортной безопасности и открыть их для горожан. Так мы сможем организовать пешеходное движение от морского вокзала до Никольской сопки вдоль причальной линии.

– «Нацрыбресурс», в чьем ведении находились причалы в центре города, успел передать их в долгосрочную аренду. Как вы будете договариваться с арендаторами?

– Это решаемый вопрос.

– Если из ковша уйдут рыболовные суда, то уйдут и сивучи. Ведь они пришли сюда вслед за рыбаками, за их уловами.

– Сивучи пришли сюда не так давно. Уловы рыбаков – не единственная причина, по которой здесь появилось лежбище сивучей. Мы предусмотрим все возможности, чтобы его сохранить на этом месте.

– Готов ли край финансово принять в собственность причалы? Они построены более полувека назад. Их техническое состояние плачевно. Потребуется большой ремонт.

– Такой ремонт требовался бы, если бы мы планировали использовать причалы по прежнему назначению. Но, как я уже сказал, обслуживание крупного флота на них будет прекращено, поэтому в серьезной реконструкции причалов нет необходимости. А для швартовки и стоянки маломерных судов здесь будут использоваться понтонные причалы.

– Оператор порта уже начал благоустройство своей территории в центре Петропавловска. Идет реконструкция складского здания на ул. Красинцев у причала № 1. Порт согласовывает с краем эти работы?

– Безусловно. У нас, по сути, единая архитектурная группа. Мы постоянно обсуждаем и уточняем планы по благоустройству. В соответствии с этими планами идет реконструкция упомянутого здания. Планируется, что в нем расположится гостиничный многофункциональный комплекс. Между ним и бизнес-центром, который горожане неформально называют «Золотой башней», будет обустроена площадь, свободная для посещения. Она станет частью прогулочной зоны. Вся эта территория будет открыта для частных инвесторов, которые смогут создавать здесь туристическую инфраструктуру.

– По вашему мнению, это именно то, что сегодня нужно местным жителям?

– Вопрос надо ставить по-другому. Это городской центр, место, где зародился Петропавловск. Хотят ли жители Петропавловска видеть эту часть города в сегодняшнем состоянии? Однозначно нет.

Я недавно провел эксперимент: пытался пешком пройти от лежбища сивучей до мыса Сигнального. Это оказалось опасным для жизни. Сейчас мы обсуждаем празднование 170-летия обороны Петропавловска. Поступило предложение провести крестный ход по улице Красинцев от Вокзальной площади до Никольской сопки. Но это невозможно, так как путь перегораживают промышленные объекты, заборы. Так должно быть? Нет.

– Сколько времени уйдет на то, чтобы вся эта территория стала прогулочной?

– Несколько лет. Не могу сказать точнее. Я ставлю задачу по мере передачи причалов в собственность края оперативно с минимальным благоустройством открывать пешеходный маршрут и параллельно с этим готовить проект масштабного благоустройства этой территории.

– Вам нравится результат реконструкции Аллеи флота?

– По моему мнению, Аллея флота стала гораздо лучше. В первый раз я увидел ее несколько лет назад, когда впервые приехал на Камчатку (в то время я еще работал в Хабаровском крае). Меня тогда ужаснуло состояние прогулочной зоны в центре Петропавловска. Сейчас это благоустроенное, комфортное городское пространство. Я, как человек, который совершает вечерние пробежки по городу, могу сказать, что Аллея флота – одно из лучших мест в Петропавловске по уровню освещенности, качеству покрытия пешеходной зоны. За то время, которое прошло после завершения реконструкции, серьезных нареканий к выполненным работам не возникло.

– Вы говорите о форме. А как насчет содержания? Это место не случайно назвали Аллеей флота. Оно связано с историей флота и рыбной отрасли. После реконструкции связь утрачена. Теперь это аллея крабов и осьминогов. Краевед Сергей Гаврилов даже предлагал перенести с аллеи на территорию Морского собора мемориальную доску с именами погибших моряков, потому что она теперь не вяжется с окружающим пространством.

– Мы будем продолжать дорабатывать аллею, в том числе с учетом пожеланий жителей города. Я согласен, что историческую составляющую Аллеи флота стоит усилить. В то же время это городское пространство должно быть привлекательным для разных категорий горожан. Возможно, инсталляции в виде морских обитателей не соответствуют названию аллеи. Но детям они интересны. Есть хорошие примеры, как совмещать историческое содержание и развлекательную форму. На мой взгляд, лучший образец – это музейно-исторический парк «Остров фортов» в Кронштадте. Там есть мемориальная аллея, а рядом с ней большой детский комплекс. Это не вызывает диссонанса. Мы вполне можем увязать одно с другим, пространства для этого хватает.

– Готовится проект реконструкции улицы Красинцев, но в нее не попал дом купца Подпругина. Что ждет этот дом и улицу Красинцев в целом?

– Хотя адресом дома купца Подпругина является улица Красинцев, фактически он находится на улице Ленинской. Место его расположения крайне неудачно. Дом стоит ниже уровня улицы, он окружен тепловыми сетями, что затрудняет его реставрацию. Мы сейчас согласовываем с Министерством культуры России возможность его переноса на улицу Красинцев. Там бы он находился в более благоприятных условиях.

Что касается улицы Красинцев, идет подготовка к реставрации домов 11 и 13. Дом 15 находится в частной собственности. Его владелец сам провел реконструкцию, грубо нарушив правила. В результате дом стал выше, изменены его исторические пропорции. Мы обратились в суд с иском к собственнику здания с тем, чтобы он вернул дому исторический облик.

В доме 17 размещается территориальное управление Росимущества. Это федеральное агентство поддерживает здание в должном состоянии.

Когда решим вопрос транспортной развязки вокруг бизнес-центра на улице Ленинской, переведем улицу Красинцев в пешеходный режим. Там больше не будет сквозного транспортного движения.

Прежде чем воплотить эти планы, необходимо заменить все устаревшие коммуникации на улице Красинцев. Эта работа будет проведена в 2024-м. В этом же году начнем реставрацию домов 11 и 13.

– При замене сетей в центре Петропавловска энергетики делают их не подземными, а надземными. Это плохо сочетается с благоустройством.

– В пределах исторического центра города все коммуникации будут подземными.

– В центре города находится несколько памятников и памятных сооружений. Все ли из них останутся на своих местах после реновации?

– Все они сохранятся. В то же время мы обсуждаем, как повысить значение того или иного памятника.

Например, памятники на центральной площади размещены не совсем продуманно. Они разного масштаба, разной высоты. Можно сделать положение некоторых из них более выигрышным.

– Вы анонсировали строительство планетария на вершине Никольской сопке. А что ждет здание бывшего телецентра, который там расположен? Его снесут?

– Там находится несколько зданий. Основное здание телецентра не подлежит восстановлению. Его снесут. Остальные здания, которые меньше по размерам, будут приспособлены для размещения в них молодежных лабораторий. Там камчатские ребята смогут проявить свои таланты в новых технологиях, архитектуре и других областях.

Планетарий задуман как сферическое сооружение, которое не будет выделяться из рельефа сопки. Образцом для этого проекта и его партнером стал Планетарий 1 Санкт-Петербурга. У него есть опыт использования старых промышленных объектов – газгольдеров, в которых разместились лаборатории робототехники. Нам этот опыт пригодится.

– Что ждет остатки телевышки, которую в своих целях используют операторы мобильной связи?

– Ее демонтируют. Для нужд операторов мобильной связи мы найдем другие площадки.

– Эти проекты предполагают масштабные строительные работы на Никольской. Как вы будете доставлять технику на вершину, учитывая, что сопка превращена в парк, а единственная дорога благоустроена под пешеходное движение?

– Это будет сложно. Еще сложнее будет вывозить с сопки строительный мусор. Но современная техника позволяет это сделать, не разрушая благоустроенную часть сопки.

– Когда-то много надежд возлагалось на новый морской вокзал. В его строительство вложены большие деньги, но ожиданий он не оправдал. В одном из своих прямых эфиров вы сказали: «Морской вокзал есть, а толку от него нет». Вы уверены, что та же участь не постигнет объекты, которые появятся в центре Петропавловска при вашем губернаторстве?

– Мы все сделаем, чтобы этого избежать. Что касается морского вокзала, то его сегодняшнее положение вызвано объективным фактором – ограничением круизного судоходства. Когда мы откроем пешеходную зону на улице Красинцев от Вокзальной площади до Никольской сопки, когда уберем из центра холодильные склады, сама площадь и морской вокзал наполнятся жизнью.

Вопросы задавал Кирилл МАРЕНИН

На фото: Петропавловская гавань, март 2024 года

17:15
1865
Николай Болдецов
18:59

Вова вам наслесарит...

Семён Семёнович
19:04

Лет 20 назад читал интервью с главным архитектором Васильевым, увы, ныне покойным. Он обещал застроить берег Култучного озера кафе-шантанами. Но я тогда в сказки уже не верил. 

Николай Болдецов
11:13

Как говорится: собака лает- ветер носит...

Обещалка у господ не оскудеет...

Лучше бы занялся остановками общественного транспорта, чтобы люди в непогоду не толпились вблизи колёс проезжающего транспорта...

Лучше бы этот недоросль задумался о том, как обеспечить зимой вывоз мусора из помоек, чтобы по весне летающие отходы жизнедеятельности не украшали всё вокруг...

Лучше бы этот ставленник Трутнева не задумался о том, как люди в пур в Питер не приедет Хлестаков? гу смогли бы нормально продвигаться по склонам сопок. Особенно с детьми на руках...

Ясно только одно — никакие туристы не приедут, чтобы насладиться пешими прогулками по бывшему рыбпорту и не будут любоваться центром Петропавловска — ибо зрелище только для лошадей в повозках с бочками золотой роты...

Господи! Ну почему в Питер не приедет Хлестаков?

Николай Болдецов
16:23

Вова, в какой акадэмии тебя не учи — толку не будет...

(В 2002 году прошел обучение в Институте политических наук в Париже, Франция (Institut de Sciences Politiques de Paris).)

«Петропавловск-Камчатский остается одним из самых безобразных и некрасивых городов не только России, но и, наверное, мира»

https://nesiditsa.ru/city/petropavlovsk-kamchatski...

С тобой Вова, дорогой ты наш кандидат кислых щей, Петропавловск вообще превратится в захолустное стойбище...

Пётр и Павел
13:10

Докатились. В городе-порте в рыбацком регионе   из рыбного порта делают прогулочную зону

Алекс
09:49

Там от рыбного порта давно только одно название осталось. Какой может быть порт без кранов и с дырами на причалах?

Николай Болдецов
16:02

Так может быть Вова Солодов лично заменит портальные краны?

Да и вообще, не пора ли ему сменить свою уютную квартирку на трущобу в посёлке Завойко. Может тогда до него дойдёт, чем нужно заниматься?

Николай Болдецов
04:52

Вовуля, а не слабо тебе создать нечто подобное в петропавловске?

[url=https://postimg.cc/bDBY7SV1]https://i.postimg.cc/D... de gif[/url]

Николай Болдецов
04:53
Федя
16:53

А можно узнать, что за «сильные архитекторы», о которых автор упомянул вначале, работали на Камчатке?

Загрузка...