Гибель «Дальнего Востока»: эксперты назвали ее причины
Завершено расследование гибели траулера «Дальний Восток», которая произошла в апреле 2015-го в Охотском море. У этой трагедий, унесшей более 60 жизней, оказалось много причин
Выдвигалось множество версий крушения судна. Предполагалось даже, что «Дальний Восток» мог столкнуться с подводной лодкой. Чтобы понять истинные причины его гибели, было необходимо тщательно восстановить хронику событий. Именно эта задача стояла перед комиссией по расследованию ЧП, которая была создана приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. За месяцы ее работы удалось выяснить следующее.
Итак, в октябре 2014 года сахалинская компания «Магеллан» купила БАТМ советской постройки Stende у фирмы с Виргинских островов. Судно было переименовано в «Дальний Восток». Началось его переоборудование.
По словам членов экипажа, в 20-х числах декабря 2014-го судовладелец без проекта, не уведомляя морской регистр, внес изменения в конструкцию рыбоперерабатывающего цеха. Были демонтированы кормовые водонепроницаемые переборки шахт, ликвидированы помещения, расположенные вдоль бортов судна на палубе цеха. В итоге были увеличены цех и рыбный бункер.
В результате этих и других «инноваций» была нарушена герметичность судовых помещений. Увеличилась нагрузка за счет установки дополнительного оборудования цеха.
В таком техническом состоянии БАТМ 4 января вышел на промысел из Владивостока. Согласно судовой роли, на траулере находилось 68 человек. Но в течение рейса он принимал на борт дополнительную рабочую силу. В марте общее количество членов экипажа составило уже 132 человека, включая иностранцев, что превышало допустимые пределы.
Как вспоминали выжившие рыбаки, рейс был сплошной «потогонкой». Ни на что другое, кроме работы, время не тратилось. Ознакомление экипажа с устройством судна, расположением спасательных средств, инструктажи и учебные тревоги не проводились.
1 апреля был отмечен постоянный крен на левый борт около 4 градусов. Наклон судна мог быть вызван несимметричным распределением груза в одном из трюмов. 2 апреля примерно в 1:15 (по камчатскому времени) траловая команда стала выбирать трал. В 2:00 капитан Александр Притоцкий, отдав распоряжение продолжать выборку трала, передал вахту старпому и убыл с мостика.
Около 3:40 трал был поднят на палубу. Улов весил около 130 тонн. Учитывая этот объем, а также минимальное количество запасов, остойчивость судна ослабла. Крен на левый борт вырос. В цех стала поступать забортная вода, но производственный процесс продолжался.
Около 4:45 начали ставить трал правого борта. По словам рыбаков, из-за большого крена струны трала зацепились за доску трала левого борта. Ушедшая в воду часть трала не раскрылась и начала смещаться к левому борту. К этому времени уровень воды в цехе достиг примерно метра. Только тогда работа была остановлена. Рыбообработчики покинули цех.
Около 5:00 на мостик прибыл капитан и дал команду выбирать зацепившийся трал правого борта и начать маневр судна для уменьшения крена. Предложение третьего помощника обрезать правый трал капитан отверг.
Трал правого борта лег вертикально вниз и под воздействием ветра и волнения полностью сместился к левому борту. Крен судна увеличился примерно до 31 градуса. Создалась угроза поступления воды в помещение холодильных машин, а из него – в машинное отделение. Капитан приказал сливать рыбу за борт, но из-за крена выполнить команду оказалось невозможным.
Около 5:15 вода стала поступать в машинное отделение, в помещение холодильных машин, в склад рыбной муки, помещение гребного вала.
Примерно в 5:20 все механизмы, обслуживавшие главную силовую установку, обесточились. 2-й механик остановил главные двигатели. Крен продолжал расти. К 5:30 он достиг 44 градусов.
Часть экипажа, не дожидаясь команды, начала самостоятельно сбрасывать спасательные плоты и в панике покидать судно. Многие прыгали в воду без спасательных жилетов и гидротермокостюмов, не зная, где они находятся (как было установлено позже, спасательные средства хранились в насосном помещении и форпике – в носовой части траулера).
Около 5:45 БАТМ, получив крен на левый борт около 50 градусов, начал погружаться в воду кормой вниз и спустя 10 минут затонул. Команда об оставлении судна была дана за 5 минут до гибели «Дальнего Востока».
В спасении членов экипажа траулера приняли участие около 30 рыбацких судов, которые вели промысел в Охотском море. Несмотря на героизм моряков, пришедших на помощь, спасти всех рыбаков «Дальнего Востока» не удалось. Цена этой трагедии – 62 жизни. Семеро человек числятся пропавшими без вести.
Заключение комиссии, которая расследовала ЧП, завершается списком должностных лиц, чьи действия или бездействие привели к трагедии. Список занимает несколько страниц. Здесь и руководители «Магеллана», и командный состав судна, и чиновники, которые выпустили БАТМ в море при явных нарушениях техники безопасности. Кого-то из них уже нет в живых, кто-то арестован.
Очевидно, что мы столкнулись с виной не отдельно взятых лиц, а всей системы, отвечающей за безопасность мореплавания.
Сергей НИКОЛАЕВ