Победители в войне – победители в труде

Победители в войне – победители в труде

Несколько судеб рыбаков-камчатцев, участвовавших в Великой Отечественной войне

Григорий Фёдорович Буйвол, судомеханик, ветеран флота и рыбной промышленности. Родился в 1912 г. в селе Черниговка Черниговского района Приморской области в семье выходцев с Украины. После окончания школы-семилетки и железнодорожного училища в 1930 г. стал помощником мастера путевого участка. В этом же году поступил на курсы мотористов при Дальгосрыбтресте. В 1931-м начал работать в тресте на кавасаки.

На Камчатку приехал в 1932 г., до 1936 г. трудился мотористом Жупановского рыбокомбината. В 1937 г. окончил курсы механиков-дизелистов во Владивостоке, вернулся в Жупаново, стал механиком флота комбината. С октября 1941 г. – на советско-германском фронте. Демобилизован 25 ноября 1945 г.

С февраля 1946 г. – механик на судах Камчатрыбфлота. Командировался в Финляндию наблюдателем за постройкой большой серии парусно-моторных шхун, ведшейся по репарациям. В качестве второго механика перегонял из страны Суоми на Камчатку шхуну «Коралл». В 1950 г. окончил курсы механиков-дизелистов 2-го разряда, в 1951-м стал механиком 1-го разряда. В 1954 г. перегонял на Камчатку теплоход «Оленск», работал на нем старшим механиком до 1957 г. Затем назначен групповым специалистом. В 1955 г. награжден знаком «Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности СССР». В 1960 г. в китайском порту Дальний принял портовый буксир «Сигнальный». В 1963 г. заочно окончил ПКМУ. На пенсии с 1969 г., уехал на Украину. Скончался в 2002 г. в Киеве.

…В армию Григория призвали 18 июля во Владивостоке, когда он находился там в отпуске. В октябре 1941 г. направили на фронт как краснофлотца артдивизиона 63-й бригады морской пехоты. Более трех лет участвовал в боях в Северном оборонительном районе Северного флота, находился на полуостровах Рыбачий и Средний, где проходила линия фронта.

63-я бригада морской пехоты формировалась на Урале на узловой станции Бердяуш, состояла в основном из моряков-дальневосточников и башкир. Дивизион вооружили пушками калибром 76 мм, передвигавшимися на конной тяге, каждую везли три пары лошадей. В орудийном расчете Григорий был номерным и подносчиком снарядов, он же распоряжался и ухаживал за лошадьми.

В конце декабря 1941 г. бригаду направили под Мурманск. К тому времени, когда она прибыла на станцию Петрозаводск, фашисты перерезали дорогу Петрозаводск – Мурманск, поэтому эшелон двинулся в сторону Архангельска на станцию Онега, от которой до Мурманска тянули объездную железную дорогу.

На Онеге под конюшни заняли пустые склады. Каждый день, несмотря на сорокаградусный мороз и глубокий, более метра, снег, шли учения. В один из таких дней командир взвода приказал Григорию пригнать ему с конюшни лошадь. Сев на нее верхом, тот быстро направился по обочине дороги в расположение дивизиона. Внезапно лошадь, шедшая галопом, встала, Григорий через ее голову перелетел за обочину и рухнул в глубокий снег. При падении не разбился, но потерял в сугробе штык, слетевший с винтовки. Как ни рылся в снегу, найти его не смог. А ведь тогда был заведен строгий порядок: перед сном сдавали дежурному офицеру винтовки и патроны, не дай Бог, если у кого-нибудь не окажется необходимого количества боеприпасов или штыка – тут дорога под трибунал, десять лет лишения свободы. В лучшем случае – штрафная рота – и искупай вину кровью…

К концу дня командир взвода вернулся, отдал Григорию лошадь, тот погнал ее обратно в конюшню. Когда приехал на место, обратил внимание, что на железнодорожном пути стоят три пустых товарных вагона. Подумал: а что если осмотреть их – вдруг внутри где-нибудь найдется штык? Предчувствия оправдались: тот торчал из стенки одного вагона. Обрадовался, вытащил его, нашел кирпич и так отдраил, что железяка стала как новая...

В начале апреля 1942 г. объездную железную дорогу достроили, по ней бригада прибыла в Мурманск. Отсюда ее на небольших судах перевезли на полуостров Рыбачий, а затем и на Средний. 10 октября 1944 г. в боях за город Печенгу (тогда он назывался Петсамо) Григорий Фёдорович был ранен осколком в правую ногу. Бригаду за отличные действия наградили орденом Боевого Красного Знамени и наименованием Киркинесской (по взятому в Норвегии порту). 25 ноября 1945 г. Григория Фёдоровича демобилизовали, в Мурманске посадили в «вагон-теплушку» и отправили в родные края – во Владивосток…

Василий Игнатьевич Максин, ветеран рыбной промышленности полуострова. Родился в 1925 г. в селе Гнилом Приуральского района Уральской области. Окончил школу-семилетку, с 1939 г. трудился на конеферме – растил лошадей для Красной Армии. Призван в апреле 1943-го, направлен в 5-ю гвардейскую танковую армию, 1-й Краснознаменный мотоциклетный полк. Боевой путь прошел в составе 2-го Украинского, 1-го Прибалтийского, 1-го и 2-го Белорусских фронтов. После войны, в 1946–1947 гг., выполнял специальные правительственные задания в дружественном Китае. Демобилизован в 1948 г.

С 1949 г. работал на рыбозаводе в Астрахани. В 1952-м завербовался на Камчатку, попал в рыбокомбинат имени Кирова. С 1955 г. жил в Петропавловске, трудился на Авачинском комбинате, вскоре переименованном в Петропавловский. Здесь тридцать два года проработал в тарно-бондарном цехе. В 1976 г. удостоен звания «Лучший мастер Петропавловска-Камчатского». Тогда цех за три года выполнил план пятилетки, а Василия Игнатьевича наградили знаком «Ударник девятой пятилетки». В июне 1980 г. приказом Дальрыбы ему присвоено редкое и персональное звание «Мастер 1-го класса», в 1981 г. Минрыбхозом СССР – звание «Лучший наставник молодежи рыбного хозяйства СССР». Был Василий Игнатьевич активистом Петропавловского городского совета ветеранов, отвечал за содержание ветеранских могил. Награжден орденами Славы 3-й степени, Отечественной войны 2-й степени, «Знак Почета», медалями «За взятие Кёнигсберга», «За Победу над Германией», «Ветеран труда», ленинской юбилейной.

Николай Евсеевич Настич, журналист. Родился 21 июля 1924 г. в селе Владимировка на Черниговщине. В сентябре 1943-го призван в Красную Армию. Участвовал в самых тяжелых сражениях, прошел боевой путь от Днепра до Праги. Был ранен и контужен, стал инвалидом войны. После демобилизации переехал на Дальний Восток.

В 1954 г. пришел в журналистику, на Камчатку приехал в 1961 г. Здесь работал корреспондентом областного радио, заместителем и редактором районной и многотиражной газет. Много сил отдал прославлению значимости рыбацкого труда в газете «За высокие уловы» (позже «Рыбак Камчатки»), отвечал за выпуск информационного бюллетеня «Вестник рыбака», который получали экипажи судов, находившихся далеко от родного дома на промысле. Этот вестник был своеобразным «мостиком» между людьми, находившимися в море, и берегом.

Николай Евсеевич интересовался историей рыбной промышленности полуострова, участвовал в создании экспозиции рыбацкого музея. С 1980 г. пребывал на пенсии, написал свои военные воспоминания, был активным участником камчатского областного и городского совета ветеранов войны и труда. Награжден орденами Славы 2-й и 3-й степени, медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта». Скончался 22 марта 1995 г.

Михаил Владимирович Подригуля, капитан дальнего плавания, ветеран Камчатрыбфлота. Родился 13 марта 1921 г. на Украине в крестьянской семье. Пережил голод начала 1930-х годов. На фронте был командиром отделения автоматчиков. В бою 9 марта 1944 г. тяжело ранен, демобилизован. После выздоровления завербовался на Камчатку; прибыв сюда, 23 апреля 1946 г. поступил кочегаром на пароход Камчатрыбфлота «Чавыча», отправлявшийся на ремонт в Китай. Затем перешел матросом в палубную команду. В 1950-м окончил курсы штурманов малого плавания, работал вахтенным помощником капитана на «Чавыче», теплоходе «Орион». В 1955 г. назначен капитаном транспортно-холодильного судна «Плутон», командовал им шестнадцать лет. Одним из первых осваивал выпуск малосольной сельди в пятикилограммовых банках. В числе первых работников Камчатрыбфлота удостоен звания «Ударник коммунистического труда». Воспитал много молодых моряков. После ухода на берег трудился на судоремонтной базе «Красноярск».

За долголетнюю и успешную работу Михаил Подригуля награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1979 г. нашлись его наградные документы на орден Славы 3-й степени за бой 9 марта 1944 г. Эту высочайшую солдатскую награду ему торжественно вручили в присутствии рыбацкой и городской общественности во Дворце культуры рыбаков. В 1979 г. Михаил Владимирович вышел на пенсию, уехал на Украину, где и скончался в 2001 г.

Василий Кузьмич Соколов, почетный колхозник рыболовецкого колхоза «Путь Ленина» Усть-Камчатского района, знатный рыбак Камчатки (1976, третий по счету). Родился в 1924 г. Участник Великой Отечественной войны, награжден орденом Красной Звезды, медалями «За освобождение Праги»,«За освобождение Вены», «За взятие Берлина». После войны окончил курсы трактористов, работал в колхозе в Саратовской области. В 1950 г. приехал на Восточную Камчатку, в колхоз селения Камаки, работал ловцом, был избран председателем хозяйства. Затем перешел в колхоз «Путь Ленина», стал бригадиром речного лова. В 1976 г. его бригада в составе двенадцати человек поймала более 1 100 ц лосося – более чем два годовых задания. Награжден орденом Октябрьской революции, медалью «За доблестный труд». Скончался 12 декабря 2004 г.

…Командир роты смотрел на него в упор покрасневшими от бессонницы глазами, словно прикидывал, по плечу ли хрупкому на вид бойцу эта задача: нужно восстановить прерванную при обстреле в ходе наступления телефонную связь. И вот солдат Соколов уже сидит в утлой лодочке и гребет обломком весла. В мутные воды Эльбы уходит сматывающийся с катушки провод. На середине реки лодку обложили фонтаны разрывов, вокруг шлепались осколки. Случайность – и конец тебе, солдат, вместе с твоими проводами. Но повезло: пробитая осколками лодка затонула метрах в двадцати от берега. Василий успел закинуть лямку катушки на плечо и поплыл к берегу, глотая воду. А через пять минут, сидя в землянке у связистов, услышал в трубке знакомый голос ротного: «Жив, Соколов? Молодец! Не зацепило? Поздравляю со «звездочкой»! Ты ее заслужил, солдат». Вскоре ротный сложил свою голову в другом бою…

Сергей ГАВРИЛОВ

19:00
1341
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...