Нарисуй мне море

Нарисуй мне море

Олимпиец тяжелого веса,

Поднимая волну, как таран,

Бьет по борту

с подвеса

в железо

По скуле корабля

океан.

В этих коротких строчках Эмиль Куни смог передать и мощь стихии, и мужество моряка. Хорошие стихи о суровом, опасном пути рыбака найти непросто. А как трудно этот же образ передать при помощи кисти! В преддверии Международного дня художника, который отмечают 8 декабря, мы размышляем о том, как часто труду рыбака посвящают свои полотна живописцы Камчатки.

«Сейнер «Асача», «Лето в рыбном порту», «Дальмос» у причала колхоза им. Ленина», «Сейнер «Орлово» в рыбном порту» – все это названия работ пейзажиста, члена Союза художников России Михаила Набутовского.

«Сейчас ребят, которые занимаются творчеством, отражающим конкретно рыбацкую тему, практически нет, – говорит художник. – Иногда кого-то вдохновляет морская романтика – чайки, корабли, канаты, разгрузка. Мне нравится атмосфера порта, иногда туда заезжаю, что-нибудь пишу. Вот сейчас в краевом художественном музее на выставке к 45-летию камчатской организации ВТОО «Союз художников России» есть две мои работы, написанные в порту. Эта тема очень нужна людям. Бывает, пишу в Сероглазке пароход, подходят семьями, просят подписать название своего сейнера и… тут же покупают. По выставкам сужу – люди очень откликаются на тему рыбной промышленности. Им это близко. Но, увы, нет сейчас общей политики прославления труда рыбака».

А как было в советское время? На той же выставке центром работ в морской тематике стала картина Федора Дьякова, созданная прямо на сейнере. Зритель видит заднюю арку БАТМа, под ней кипит работа – люди выбирают трал, тут же спасательная шлюпка, кругом бушует море, реют чайки – художник полностью погружен в тему.

Дело в том, что в СССР существовал государственный заказ, на год вперед для творческих мастерских художественного фонда составлялся план. Это была система, которая работала во взаимодействии с разными отраслями, в том числе и с отечественным рыбпромом! Можно было договориться, чтобы художник писал картины для рыболовецкого предприятия. На долгие месяцы его «прикрепляли» к артели. Вооружившись кистями и красками, творец повсюду сопровождал рыбаков, даже ходил с ними в море. Его основной задачей было в срок предоставить определенное количество полотен в отменном качестве.

Так работал и Федор Григорьевич Дьяков (1924–2009), единственный народный художник РСФСР на Камчатке. Названия его индустриальных пейзажей «В рыбном порту», «Колхозный флот», «Траулер в океане», «Петропавловский морской порт» говорят сами за себя.

Много ездил по «северам» Юрий Ефимович Колдаев (1940–2004), создавая интересные работы о навигации судов. Большое количество графических работ на тему рыбалки у Геннадия Фирсовича Морозова (1939–1992). Например, о ловле чавычи. Много его городских, портовых пейзажей находятся в Камчатском краевом художественном музее и в частных коллекциях.

«Сложно сказать, почему я выбрал такую тематику. Шел к ней постепенно. Еще будучи студентом Дальневосточной государственной академии искусств, я часто брал рыбацкую тему, пытался решить ее в своих композициях, – рассказывает нам Андрей Ситников, заведующий отделением «Живопись» Камчатского колледжа искусств. – Всегда привлекали корабли, шхуны, яхты. И, конечно же, море, океан – отражение того места, где все мы живем.

Удивительно, но в моей семье никто не был связан с профессией рыбака, я не исключение. Но наблюдая и изучая этот нелегкий труд, удалось проникнуться его суровой романтикой настолько, чтобы начать передавать в своем творчестве.

Во все времена художники раскрывали рыбацкую тематику. Думаю, будут и дальше показывать по-современному привлекательно. И особенно затрагивать ее нужно тем художникам, которые живут возле моря, видят и наблюдают за ним каждый день».

Портрет старого рыбака, созданный Андреем Владимировичем, – не конкретная личность. Это собирательный или, как выразился автор, чувственный образ человека, который всю жизнь посвятил рыбалке. Его лицо покрыто глубокими морщинами, сильно обветрено просоленным морским воздухом.

«Мне как художнику интересны ритмы, детали, отражения, – делится Анастасия Сушко, преподаватель Детской художественной школы г. Петропавловска-Камчатского. – Это наш край, и обойти морскую тему, корабли, порт просто невозможно. Любуясь бухтой, глаз невольно цепляется за суда, бороздящие морские просторы.

На мой взгляд, рыбацкая тема недостаточно отражена в творчестве камчатских художников, хотя интересна, сюжетна и многогранна. С удовольствием бы порисовала в порту или прямо на судах, но не уверена, что пустят.

Кстати, еще я люблю ловить рыбу. Однако на рыбалке не рисую, ведь этот азартный процесс (как и живопись) – своего рода транс, из которого сложно выйти».

Любитель пленэров, художник, член санкт-петербургской общественной организации «Общество акварелистов» Алексей Москвин к труду рыбака относится с почтением: «Я вырос при судостроительном заводе. Люблю пароходы. Мой брат капитанит». Помимо многочисленных морских акварелей у Алексея Игоревича есть и работа, посвященная труду рыбачек в годы войны, для выставки «Салют Победы». Сам он заядлый рыболов.

«Поэтому бывает, пишу браконьеров на реке, – смеется Москвин, – а картины меняю на рыбу».

«Если брать расцвет рыбной промышленности (это 70–80-е годы), в частных коллекциях и кабинетах большого начальства всегда были работы, посвященные морю, – вспоминает капитан дальнего плавания, председатель Союза рыбопромышленников Камчатки Евгений Кабанов. – Сам я тогда очень любил пейзажиста Константина Щукина. Помню, Океанрыбфлот, регистр судоходства гонялись за его полотнами. Художников в рейс мы не брали. Просто они сами к нам не стремились. А потом взять с собой «не моряка» – это всегда дополнительная ответственность».

На выставке союза художников Евгению Николаевичу особенно приглянулись такие живые старые пароходы Вадима Белоглазова: «Вот у японцев очень заметная, узнаваемая архитектура. Видимо, новые пароходы не так интересны художнику, а в этих ржавых, бывалых мореходах чувствуется опыт, история… Не хотелось бы, чтобы забывали рыбацкую тему художники Камчатки. Сейчас на их полотнах остатки былой славы российского рыболовства, будто вся отрасль стала такой. Как хочется видеть в работах молодых гордость за наши победы!»

Художник Вадим Белоглазов не на шутку увлекся морской темой не так давно.

«Кто-то машины рисует, кто-то трактора, а мне интересны корабли. И хотя в семье никто не был связан с морем, очень люблю железо. Да и город у нас портовый. Есть планы создать тематические серии, поэтому мои суда можно рассматривать и как подготовку к какой-то более масштабной, длительной работе, посвященной труженикам моря.

Рыбацкую тему никто со времен СССР всерьез не поднимал, поэтому здесь у меня практически не было конкурентов, это радует. Со временем со мной в порт стал ездить Константин Черказьянов. Люди, которые трудятся в порту, на судах, с уважением и интересом наблюдают за моей работой. Даже капитаны выходят и одобрительно кивают, мол, классно, продолжай!

В общем, интересных мне тем множество – это и рыбная промышленность, и спасательная служба, и танкеры-грузоперевозчики, и старое железо советских времен. Портретом как таковым я не занимаюсь, но люди на моих полотнах присутствовать будут – часто попадаются такие интересные, колоритные рыбаки, типажи, интересная одежда. Главное – пропуск получить, на пароход попасть – веду переговоры. В общем, работы хватит!»

Редакция газеты «Рыбак Камчатки» поздравляет всех художников края с профессиональным праздником! Желаем вдохновения, творческих побед и множество прекрасных выставок!

Дарья КОЖЕМЯКА. На фото – работы художников Михаила Набутовского, Алексея Москвина, Анастасии Сушко, Татьяны Давыдовой, Андрея Ситникова.

8 декабря – Международный день художника, учрежденный в 2007 году по инициативе международной ассоциации «Искусство народов мира». Первоначально праздновался в среде художников, искусствоведов, галеристов, но со временем стал полноценным общественным событием.

Нарисуй мне море 0Нарисуй мне море 1Нарисуй мне море 2Нарисуй мне море 3
10:25
2198
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...