Из архива газеты «Корякия»

Из архива газеты «Корякия»

В ноябре исполнилось 85 лет газете «Корякия», которая издается в Корякском округе. В судьбах двух наших газет есть немало совпадений. «Рыбак Камчатки» – в этом году тоже юбиляр. В марте он отметил 70-летие. Обе газеты начинали свою историю под другими названиями: «Корякия» –как «Корякский большевик», «Рыбак» – «За высокие уловы». Кроме того, «Корякия» – ровесник Вячеслава Иваницкого, редактора«РК»в 1970 – 1994 годах. Вячеслав Михайлович тоже отпраздновал 85-летие нынешней осенью.

Но главное, что нас объединяет: главными героями двух газет всегда были те, кто создавал трудовую славу Камчатки – рыбаки, охотники, оленеводы. Обе газеты – это летопись полуострова, его стремлений и побед.

Сегодня мы публикуем две статьи из архива наших паланских коллег. Эти тексты перенесут нас на 40 лет назад. 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приготовиться к вылету

Аэропорт Тиличики. Понедельник. Восьмое февраля. Утро...

«Вылеты на сегодня отменяются. Аэропорт закрыт по метеоусловиям...» Бесстрастный голос информатора не взволновал никого из пассажиров. В зале ожидания их нет.

Ветер, напоенный дождем и снегом, бьет наверняка – в лицо. Температура – «ноль градусов», ноги вязнут во влажном прибрежном снегу. Ведь рядом морской залив, а он сейчас – чудовищная вакханалия льдин, шуги, свинцовых, с серыми гривами пены, волн.

Село Хаилино. Понедельник. Восьмое февраля.

В операционной участковой больницы – испарина напряжения, долгая битва за жизнь. Трудные роды у Елены Катаургиной – возникают сомнения. Нет, своими силами, пожалуй, не справимся! Требуется помощь врачей районного центра, обеспеченных лучшей аппаратурой. Секунды промедления грозят катастрофой. Медики села решение приняли.

К зданию местного аэропорта роженицу доставляют с трудом: сплошная стена снега, резкие порывы ветра делают испытанием каждый шаг. Но вот и входные двери. Ожидание началось. Сопровождающие бережны, больная плоха, диспетчер оперативен.

Вопрос: «Кто летит в Хаилино?»

Ответ: «Вертолет МИ-8. Командир Петрищев».

Замполит В.А. Якушевский: «Пётр Фролович – ветеран коллектива, кавалер ордена «Знак Почета». По итогам соревнования, прошедшего в минувшем году, его экипаж завоевал право называться образцовым. Сам командир заслуженно именуется «Лучший по профессии». Профессиональный почерк летчика – хладнокровие, умение верно сориентироваться в любой критической ситуации. Наиболее заметные качества характера – спокойствие, скромность».

Аэропорт Тиличики. В тот же день.

Характер погоды не изменился. Летное поле продуто насквозь – гигантская аэродинамическая труба. Бьется на мачте черно-белый сачок ветроуказателя, словно хочет оторваться толстая, объевшаяся ветром и снегом, змея. Воздушные корабли на местах стоянки надежно закреплены растяжками. Зачехлены двигатели. Лишь иногда особенно сильный снежный заряд качнет многотонную машину. Продолжают свою работу тракторы и снегоочистители наземной службы.

Экипаж П.Ф. Петрищева на дежурстве. Так заведено у авиаторов, что в пору самой лютой непогоды – на вахте хотя бы один экипаж. На всякий случай.

И случай не заставил себя ждать. В пилотскую поступает сигнал. «Хаилино просит помощи». Поднимается командир. Не отстают второй пилот А.Н. Глуховцев и бортмеханик А.И. Яковенко.

Есть у авиаторов в «Наставлении по производству полетов» положение, по которому решение на вылет принимает только командир воздушного судна. Лишь он, первый пилот, может взять на себя это жесткое, мужское право решать. Многое в подобной ситуации зависит от одного условия. И оно, пожалуй, самое веское. Руководитель экипажа самостоятелен настолько, насколько ему позволяет «Личный минимум командира». А он у каждого пилота свой, отражающий качество летной подготовки, характеризующий профессиональный потенциал работника.

Вопрос: «Ваши действия, командир?»

Ответ: «Приготовиться к вылету».

Замполит В.А. Якушевский: «У П.Ф. Петрищева стаж работы в авиации 16 лет. На Камчатке с 1967 года. А три года спустя уже возглавлял экипаж вертолета МИ-4. Отличное знание техники, постоянное самосовершенствование выдвинули его в ряды наиболее подготовленных пилотов. Именно поэтому Петру Фроловичу, одному из первых на Севере, доверили освоение новой машины – вертолета МИ-8. Действия летчика отличаются высокой надежностью. По его вине не произошло ни одного авиационного происшествия».

Аэропорт Тиличики. Двенадцатое февраля. Полдень.

Обычная суета вокзалов. «Вниманию пассажиров, вылетающих по маршруту...». Вереница отъезжающих у стойки регистрации. Сумбур прощальных разговоров. Алые точки на табло – номер очередного рейса. Рабочий день авиаторов.

Летное поле наполнено грохотом прогревающихся двигателей, гулом автомашин, треском динамика громкой связи.

У входной двери аэродрома – группа оживленно беседующих людей. Знакомимся. Жители села Хаилино встретили своего земляка, оленевода совхоза «Корфский». Что может быть радостней встречи соседей в другом поселке, за сотни километров от родного дома? Из быстрого, чуть-чуть сумбурного, разговора удается понять одно: в селе – хорошие новости, у Ивана Ивановича (а так зовут старого пастуха) пополнение в роду.

– Летчики – мастера настоящие, – продолжает свой рассказ дедушка. – Пурга, снег в глаза. Вдруг слышим: гудит! Летит вертолет. Приземлились, дочку мою забрали – и назад. Вот приехал тоже. Оказывается, врачи успели помочь.

– С кем можно поздравить, Иван Иванович?

– Конечно, с мальчишкой! Андреем назвали...

Начальник отдела перевозок В.Д. Топольцев: «Вылет по санзаданию восьмого февраля проводил экипаж П.Ф. Петрищева. По сигналу командира летчики заняли свои места и ушли в небо. Диспетчерские службы нашего и хаилинского аэропортов вели вертолет по трассе. Выполнять полет было не легко. На всем протяжении трассы – обильный снегопад.

В селе приземлились благополучно, забрали больную – и в райцентр. На месте ждала машина скорой помощи. Задание было выполнено.

Пётр Фролович сделал свое дело. Сработал нормально. Так, как любой другой командир и экипаж, будь понедельник их днем дежурства. Это – норма, обычный трудовой день авиатора.

Вопрос: «Где П.Ф. Петрищев в настоящее время?»

Ответ: «На севере района. Работает там...»

В. САПЕГИН,

«Корякский коммунист», № 25, 

27 февраля 1982 года

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Помидоры в Слаутном

Мой знакомый, коренной житель Камчатки, рассказал мне любопытную историю, которая случилась с ним 30 лет тому назад.

Летом 1952 года он, выпускник средней школы, вместе со своим сверстником ехал поступать в один из хабаровских институтов. Оба юноши попали на материк впервые.

От Владивостока до Хабаровска они добирались поездом. На одной из станций товарищ моего знакомого вышел из вагона и вскоре вернулся с грудой красных круглых плодов.

– Смотри, – сказал он радостно, – какие яблоки купил!

Через несколько секунд друзья растерянно рассматривали надкушенные «яблоки», у которых оказался далеко не яблочный вкус. Это были… помидоры. Парни до того ни разу их не видели. Они, долго не думая, выбросили покупку в окошко, решив, что ловкая торговка обманула их, всучив вместо хороших яблок испорченные.

С той поры утекло много воды. Свежие овощи прочно вошли в меню жителей южных поселков и городов Камчатки. Все больше появляется их на севере полуострова.

Село оленеводов Слаутное – одно из самых северных в нашем округе. Два с половиной года назад я побывал там и был немало удивлен, когда меня угостили сочными спелыми помидорами. Откуда? Гостеприимный хозяин дома ответил коротко:

– Теплица.

– И успевают за ваше короткое лето созреть?

– Еще как успевают.

Знакомясь затем с селом, я видел возле многих домов укрытые от холода полиэтиленовой пленкой овощные грядки.

Сейчас в Слаутном треть населения имеет парники и теплицы, в которых выращиваются огурцы, помидоры, капуста и другие овощи.

Большую помощь и поддержку овощеводы-любители получают от сельсовета и руководства оленесовхоза «Пенжинский».

Нет проблемы в Слаутном и с картофелем. Со своих огородов слаутнинцы собирают урожаи ничуть не хуже, чем, скажем, в Елизовском районе.

Каждой весной увеличивается семья огородников в этом северном селе. Опыт показывает, что при хорошей постановке дела слаутненцы могут в значительной степени обеспечить себя свежими овощами.

А. АЛЕКСАНДРОВ,

«Корякский коммунист» № 22,

20 февраля 1982 года

10:15
2699
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...